Наше будущее: повод для размышления

Немного истории и статистики

Вам известно, что эпидемия СПИДа в России победно вступила во вторую стадию? Первая — это единичные случаи заражения в разных группах населения. Вторая — когда поражены больше 10% в определенной социальной группе. Третья — заражено больше 1% всего населения. До начала 90-х годов число инфицированных измерялось сотнями, к концу 90-х — уже десятками тысяч. На сегодняшний день Россия занимает 1-е место в мире по скорости распространения ВИЧ-инфекции. Согласно оценке Вашингтонского центра стратегии и международных исследований, при таких темпах эпидемии к 2015 году от СПИДа в нашей стране могут погибнуть от 5 до 10 млн человек, а к 2050 году Россия может потерять до половины своего населения.

Когда в 1987 году официально были зафиксированы первые случаи ВИЧ-инфекции среди наших соотечественников, у многих все еще была надежда, что пострадают лишь несколько десятков "гомосексуалистов, наркоманов, людей с беспорядочными половыми связями", а основную часть законопослушного населения ВИЧ-инфекция не затронет. Вслед за первым громом — появлением наших, отечественных случаев СПИДа — грянул второй: массовое заражение детей в больницах Элисты, Волгограда и Ростова-на-Дону. Эта чудовищная трагедия пробила брешь в общей успокоенности. Стали возникать неправительственные организации, ставившие своей задачей не только борьбу с "чумой ХХ века", но и помощь людям, попавшим в трагический водоворот этой проблемы.

Однако обыденное сознание инертно, и семьи зараженных детей часто попадали в такое же положение изгоев, что и "заразившиеся по своей вине" взрослые. Разбитые окна в домах, увольнения с работы, отказ принять ребенка в детский сад, бессмысленная травля и изоляция привели к тому, что люди с ВИЧ и СПИДом по-прежнему были вынуждены прятаться, как преступники. Если диагноз удавалось сохранить в тайне несчастные не решались поделиться своей болью даже с самыми близкими.

В 1995 году был принят достаточно либеральный "Закон о предупреждении распространения на территории РФ заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека". Это была попытка обеспечить соблюдение прав человека и запретить дискриминацию в контексте эпидемии СПИДа. Однако практика, как это у нас водится, сильно отличалась от написанного на бумаге…

В третий раз гром грянул в 1996-м. Волна наркомании буквально захлестнула страну. Больше всего страдали подростки и молодежь. В связи с этим в течение одного года было зафиксировано почти в 10 раз больше новых случаев ВИЧ-инфекции, чем в 1995-м. А за первые шесть месяцев 1997 года — почти столько же, сколько за минувшее десятилетие.

Сегодня ВИЧ вышел за пределы групп риска, и дальнейшее развитие эпидемии в России будет определяться интенсивностью передачи ВИЧ при половых контактах между мужчинами и женщинами. Число новых случаев, выявляемых среди потребителей наркотиков, снижается, а случаев, связанных с передачей при сексуальных контактах, растет. Половой путь передачи ВИЧ по России в 2001 году отмечался в 4,7% случаев заражения, в 2002-м — в 13,4%, а в 2003-м — в 19,4% новых случаев.

В общей структуре ВИЧ-инфицированных значительно возросла доля женщин фертильного возраста (от 15 до 44 лет). За все время эпидемии в России от ВИЧ-инфицированных матерей родились 6 302 ребенка.

Если ситуация не изменится существенным образом, в 2008 году от СПИДа одновременно погибнут около 100 тысяч россиян, основную часть которых составляет молодое, работоспособное население страны. Из-за этого дефицит рабочей силы составит 5-7%, что сильно ударит по российской экономике. Аналогичная ситуация наблюдается и в рядах вооруженных сил: за последние пять лет количество ВИЧ-положительных призывников увеличилось в 25 раз. В ближайшем будущем это может привести к снижению обороноспособности России. Очевидно, что игнорировать эту катастрофу невозможно.

Всецело человеческая проблема Чтобы понять суть проблемы СПИДа, нужно помнить, что она существует лишь постольку, поскольку существуют затронутые ею люди. Они нуждаются в информации о том, как передается ВИЧ, в средствах предохранения и благоприятных социальных условиях; в лечении, в человеческом внимании, в полноценной жизни. Важно понимать, что ВИЧ-положительные люди все равно будут поступать так, как для них естественно или удобно или как диктуют их жизненные обстоятельства.

Александр, 34 года: "Когда я узнал о своем диагнозе, мне было 18 лет. Вернувшись домой, начал думать о своих похоронах: составил список людей, которых хотел бы пригласить, меню для поминального стола. Проходили дни, недели, а я по-прежнему жил, ничего радикально в моем самочувствии не менялось. Я понял, что мои приготовления, наверное, несколько преждевременны. Надо было жить и заполнять чем-то свою жизнь. Сейчас мне 34 года. За это время я закончил институт, сейчас доволен своей карьерой. С самых первых дней я не скрывал своего диагноза от окружающих меня людей. Некоторые из них ушли из моей жизни, новые люди вошли в нее. Сейчас я думаю, что этот процесс был естественным. Учитывая, что это был 1989 год, тогда мало кто знал о разнице между жизнью с ВИЧ и со СПИДом, включая меня самого. Сегодня все по-другому. По крайней мере, я на это очень надеюсь".

ВИЧ и СПИД: в чём разница?

В случае заражения ВИЧ-инфекцией у 50-70% людей через 3-6 недель может развиться острое заболевание, характеризующееся повышением температуры тела до 38-39°, болью в горле, увеличением лимфатических узлов, головной болью, болью в суставах и мышцах, потерей аппетита, недомоганием, тошнотой, рвотой, диареей, сыпью на коже, появлением язв во рту и на половых органах. Эти симптомы могут сохраняться несколько недель и затем исчезают. Не надо забывать о том, что все перечисленные симптомы могут свидетельствовать о наличии других инфекций, не связанных с ВИЧ.

Каждый человек, имеющий основание подозревать у себя ВИЧ, имеет возможность пройти бесплатное анонимное обследование в одном из "Кабинетов профилактики ВИЧ". Если анализ окажется положительным, человеку рекомендуется обратиться в Центр по профилактике и борьбе со СПИДом, так как современный уровень медицины позволяет при соответствующем лечении надолго продлить жизнь и отсрочить наступление стадии СПИДа. Центр бесплатно оказывает всестороннюю помощь людям с ВИЧ и больным СПИДом, при этом соблюдается полная конфиденциальность. После завершения периода острой ВИЧ-инфекции заболевание, как правило, переходит в скрытую стадию, которая продолжается в течение 5-10 лет, если пациент не получает специфического лечения. В этот период зараженный ВИЧ человек может чувствовать себя абсолютно здоровым. Единственным симптомом болезни, который выявляется в латентной стадии заболевания, может быть увеличение лимфатических узлов. Во время латентной стадии болезни вирус продолжает разрушать клетки иммунной системы, и когда количество клеток снижается ниже критического уровня, у человека могут развиться заболевания, которые свидетельствуют об иммунодефиците. Если пациент не получает лечения специфическими препаратами, ВИЧ-инфекция продолжает развиваться, иммунодефицит углубляется, и через 5-15 лет от момента заражения появляются инфекционные заболевания и злокачественные опухоли, которые и определяют заключительную стадию ВИЧ-инфекции — СПИД.

Спасение

Пугающая своей безнадежностью формула "ВИЧ=СПИД=смерть" сохраняла свою актуальность до середины 1996 года. С этого времени, благодаря появлению противовирусных препаратов, начинается история спасения жизней миллионам носителей ВИЧ.

Хотя противовирусные препараты, применяемые для лечения ВИЧ-инфекции, не убивают вирус, они нарушают процесс размножения ВИЧ и подавляют его активность, что выражается в уменьшении в крови числа вирусных частиц ("вирусной нагрузки"). Снижение активности ВИЧ-частиц приводит к восстановлению числа иммунных клеток организма человека.

В настоящий момент в арсенале медицинских работников имеется до 20 препаратов, подавляющих размножение ВИЧ. Хотя ни один из них, применяемый в отдельности, не дает существенного эффекта, сочетание 3-4 разных препаратов приносит хорошие результаты. Этот способ лечения называется высокоактивной антиретровирусной терапией (ВААРТ). Вирус исчезает из крови, не размножается, в результате восстанавливается иммунитет. В подобных условиях инфицированный человек может жить неопределенно долго. Тем не менее, вирус не погибает, а сохраняется в скрытых очагах в организме человека, и при прекращении приема препаратов начинает вновь размножаться и разрушать иммунную систему. Применение терапии даже на стадии СПИДа приводит к возвращению на бессимптомную стадию течения ВИЧ-инфекции.

Само по себе такое длительное лечение требует серьезных усилий как от лечащих врачей, так и от самого пациента. Одной из существующих проблем является высокая стоимость такого лечения, которая в развитых странах составляет от 5 до 15 тысяч долларов в год в зависимости от применяемых препаратов. В России цены сопоставимы с ценами в Европе (лечение по наиболее дешевой схеме стоит 4500 долларов в год). При этом залогом успешной терапии является и наличие необходимой инфраструктуры в стране, возможность охватить всех нуждающихся в лечении пациентов. Поскольку от терапии (которая должна длиться всю жизнь) зависит качество и продолжительность жизни ВИЧ-положительного, лечение должно проводиться качественными препаратами, а схема лечения должна подбираться индивидуально. В настоящее время международными организациями активно внедряются программы по развитию инфраструктуры, обучению медицинских работников, снижению стоимости лечения для жителей развивающихся стран.

Следует отметить, что в одном направлении — предупреждение передачи ВИЧ от беременной матери к ребенку — в настоящее время наблюдается выраженная тенденция к улучшению. Если уровень передачи ВИЧ ребенку без проведения профилактического антиретровирусного лечения матери достигает в России 50%, то успешное применение этих препаратов в ряде регионов России позволило снизить этот показатель до 5%, т. е. до уровня развитых стран.

Несмотря на значительный прогресс в области лечения ВИЧ/СПИДа, на сегодняшний день самую большую проблему для ВИЧ-инфицированных представляет социально-психологический аспект отношения к болезни. Современное российское общество не готово жить в мире и понимании с ВИЧ-инфицированными людьми. Дискриминация и предвзятое отношение к ним стали одними из главных черт эпидемии СПИДа. Между тем, за безликими цифрами жертв вируса иммунодефицита человека стоят уникальные личности со своими проблемами и опытом их решения, взглядами на жизнь и планами на будущее. Но те, кого миновала беда, не задумываются над этим, не желая отказываться от привычных стереотипов.

Методы борьбы

Нужно отказаться от позиции сторонних наблюдателей. Сотни тысяч людей в мире уже сделали это. Их можно узнать в толпе. Простая вещь — петелька из отрезка ленты красного цвета длиной 15 сантиметров. Ее носят, приколов булавкой к одежде. Это символ осознания нами важности проблемы СПИДа, принятый во всем мире. Чем больше людей наденут красную ленточку, тем сильнее будет голос тех, кто требует внимания к проблеме СПИДа и к проблемам миллионов людей, затронутых этой эпидемией.

Это символ памяти о сотнях тысяч жизней, унесенных жестокой болезнью. Это символ солидарности с теми, кого эпидемия СПИДа затронула лично: с ВИЧ-инфицированными, больными СПИДом, с их близкими, родными и друзьями. Это символ протеста против истерии и невежества, против дискриминации и общественной изоляции людей, живущих с ВИЧ/СПИДом.

Красную ленточку носили Элизабет Тейлор, Мейджик Джонсон, Артур Эм и многие другие. Вы можете и не надевать красную ленточку. Просто стремитесь получить надежные современные данные о безопасном сексе, путях передачи заболевания, динамике роста числа больных и инфицированных, последних достижениях медицинской науки в этой области. Рассказывайте своим родственникам, друзьям, коллегам о ВИЧ/СПИДе — о том, как передается вирус, и какие есть способы профилактики этого заболевания. Не стесняйтесь высказывать свое суждение по поводу предрассудков, вызванных страхом. Постарайтесь, чтобы люди поняли, что СПИД — наша общая проблема.

Фото: Минздрав РФ

Екатерина Вальцифер, "ПРАВДА.Ру"

Автор Елена Тимошкина
Елена Тимошкина — шеф-редактор Правды.Ру *
Специалист Горбунова София
Специализируется на диагностике и лечении всех видов заболеваний сердечно-сосудистой патологии у детей, владеет методами функциональной диагностики для исследования сердечно-сосудистой системы
Обсудить