О своем "оздоровительном приключении" - посещении турецких бань в Риме — рассказывает медицинский обозреватель Ирина ПЕТРОВА. Я настолько люблю бани, что никогда и ни на что не променяю "банное наслаждение". Всюду, куда забрасывает меня журналистская судьба, я стараюсь посетить местные бани. Для меня поговорка: "Если хочешь узнать городские нравы — сходи на базар" звучит по-другому: "Если хочешь познать особенности местной культуры — посети баню". В этом смысле я принадлежу к армии банных гурманов.
Стоит ли удивляться, что, оказавшись в Италии, я была обуреваема желанием испробовать на себе действие древних римских бань. Тех самых бань, которые почитали императоры и в которых парились римские легионеры, отправляясь в далекие походы. Каково же было мое разочарование, когда я узнала, что римские бани — принадлежность седой старины. От римских бань остались лишь полуразрушенные стены и невнятные легенды.
Когда-то на территории Древнего Рима еще задолго до наступления новой эры были открыты теплые подземные термальные воды. Идеальными источниками древние лекари считали те, температура воды в которых была равна 37 градусам. Их называли абсолютными или идеальными.
Древние римляне погружались в ванны, наполненные такой водой, первоначально с целью просто-напросто помыться. Однако было замечено, что воины армии Цезаря, принимающие "очистительные" ванны регулярно, крепли душой и телом. Многие их раны быстро зарубцовывались, а царапины исчезали на глазах.
Тогда мудрые римские правители начали открывать банные дома. В больших общественных древнеримских банях имелись не только игровые комнаты, но и огромные библиотеки и роскошные читальные залы. Но главным, конечно, был природный источник, расположенный внутри каждого банного сооружения.
Не дожившие до нашего времени римские бани, тем не менее, не изчезли бесследно. Они подарили миру турецкие бани, которые возникли по их образу и подобию. В турецкую баню, законную наследницу древнеримских парных, конечно, отправилась и я.
Все виды бань — русские парные, финские сауны и турецкие бани — принципиально отличаются только одним: температурой и влажностью парной. Каждому подходит своя парная. Кому по душе русская печь, кому сухой пар сауны, кому нежная влажность турецких бань. В зависимости от вкусов и состояния здоровья. Турецкая баня, несомненно, самая щадящая. В ней очень влажно и совсем не жарко. Максимальная температура в турецкой парной достигает всего 45 — 48 градусов.
Нежный турецкий банный жар великолепно действует на организм. В этом смысле турецкая баня не противопоказана многим хроникам, даже тем, у кого серьезные проблемы с давлением.
Сама парная кабина напоминает мраморный зал музея или картинной галереи, из которых временно вынесли экспонаты. Светлые каменные стены, потолки, пол и небольшие скамейки, на которых можно лежать или сидеть. Это не имеет никакого значения. Так как пар, попадающий в парную из многочисленных щелей стен и потолка, создает во всем помещении единую температуру.
В русской и финской парной единства температуры достичь достаточно трудно. Закрыв глаза, вы без труда определите местонахождение печки. И на нижних ступенях температура всегда будет ниже. Из-за этого перепада температур в русской бане и в сауне рекомендуется лежать. В турецкой парной можно принимать любое положение — температура едина.
Жара здесь переносится с удовольствием. Слой теплого свежего пара как бы обволакивает вас. А сам процесс прогревания идет постепенно. Каждый, кто был в бане, знает, какие неприятные ощущения вызывает жаркая парилка на холодное тело. Таким паром можно даже обжечься. Эти опасности исключены в ласковой неге турецкой бани.
Дышится здесь очень терпко. Кажется, что плотный "минеральный" пар проникает внутрь через рот и нос, заполняя весь организм. Быть может, поэтому турецкая баня считается мягким профилактическим средством против всех простуд, бронхитов и кашлей. Известно, что чем выше температура — тем короче воздействие. Следовательно, эффект турецкой бани наиболее длителен.
Хотя изнурительной жары, собственно, и нет, кожа очень быстро становится мокрой. Уже через десять минут тело отлично распарено. Первый пот — скользкий, густой, чрезвычайно соленый и даже липкий.
После парной следует джакузи с водой из термальных источников. Эта традиция, как ни странно, перешла тоже из римских бань. Тогда после парной посетители массировали тело водой из шланга. После джакузи — вновь парная.
Чередование этих процедур заканчивается только тогда, когда соленый, скользкий и липкий пот сменяет жидкость прозрачная, как слеза, и пресная, как роса. И катится вода с тела уже не ручейками, а целыми потоками. Дождавшись этого результата, посещения парилки можно прекратить.
Далее турецкая баня предполагает тщательное мытье тела под теплым душем. Для тех, у кого сухая кожа, выдаются мыльные гели с минеральными маслами, для людей с жирным кожным покровом — вяжущее терпкое мыло. После первого мытья тело, от головы до пяток, намазывается миндальным порошком. Это — перемолотые миндальные орехи. Затем — вновь мытье с мылящими средствами.
После двойного мытья мое чистое тело предложили бросить в ледяной бассейн и еще раз промассировать в джакузи. Почувствовав финал, руки невольно потянулись к выданному полотенцу. Кстати, при входе в турецкую баню вы получаете махровое пушистое полотенце с жестковатой щетиной, если у вас кожа сухая. Обладателям жирной кожи выдают мягкую вафельную простыню.
Оказалось, я явно поторопилась. Банный процесс еще не завершен. Загадочно улыбаясь, банный служитель сообщил, что с тела смыт только верхний слой грязи. Глубокие шлаки недоступны нам, дилетантам, их должен удалить специалист.
Меня проводили в другой мраморный зал. Он более просторный, из кранов, расположенных вдоль стен, течет минеральная вода. У каждого крана стояли "сомнительные" парочки: посетитель и банщик, который "отшелушивает", удаляет омертвевшие клетки. Кому тяжелее, нетрудно было догадаться — банщики обливались потом и учащенно дышали. Как фокусники, они меняли губки: с мелкими порами — для лица, покрупнее — для тела, жесткие, как наждак, — для локтей и ступней. Потом на посетителя выливают тазик воды исключительно приятной температуры и — новый виток пилинга.
Теперь банщик пользовался скребком из дерева. В этот момент я испытала настоящее потрясение — грязь сходила с моего идеально чистого тела, а в этом я была убеждена еще несколько минут назад, просто чулком. Разогретую кожу скрабы, представляющие нечто среднее между деревянным ножом и лопаткой, не царапали, а приятно массировали. А под ногами росла горка темных катышек.
После этой великой процедуры турецкой бани я почувствовала ощущение небывалой легкости и бесконечного блаженства. В теле — истома, на душе — покой. Заканчивалась турецкая баня сеансом профилактического массажа. Он же, кстати, завершал банную церемонию у древних римлян. Это вам, должна сказать, не нежные поглаживания и похлопывания в течение часа. А массированная десятиминутная атака на все болевые точки организма, включая макушку и темя, мизинцы ног и пятки. Чем болезненнее точка — тем интенсивнее ее массируют.
После бани мне предложили отведать апельсин и выпить крошечную чашечку зеленого чая. Впрочем, как объяснил банщик, апельсин в данном случае полезен как кладовая витамина С и может быть заменен на любой цитрусовый фрукт, а вот напиток должен быть неизменным и его доза не может быть увеличена. После турецкой бани нет внутреннего обезвоживания — во влажной парной все внутренние органы насыщаются влагой. И не стоит перегружать очищенный организм жидкостью.
О том, что турецкие бани тонизируют, укрепляют организм и являются средством длительной профилактики , я убедилась уже в Москве. На протяжении двух месяцев я ни разу не чихнула и не кашлянула и чувствовала себя просто великолепно. Дальше экспериментировать я не стала.
Просто узнала, где находится турецкая баня в Москве. И теперь раз в неделю, ранним утром, направляюсь именно туда. Вспоминая римских императоров, которые ходили в баню по утрам, искренне веря, что целебен именно утренний пар.