Скрытая угроза /oт рук душевнобольных погибли несколько мурманчан/

Согласно неофициальной статистике, ежегодно в России от рук агрессивных душевнобольных гибнет, по меньшей мере, двадцать тысяч граждан. Только больных острой формой шизофрении в нашей стране насчитывается порядка полумиллиона человек. Специалисты утверждают, что количество россиян, страдающих этим недугом, возрастает ежегодно на 5-7 процентов. Если к этому добавить людей, больных олигофренией, паранойей, а также различными другими расстройствами психики, то станет очевидно: потенциальная угроза, исходящая от страдающих психическими заболеваниями людей, год от года нарастает. Ситуация осложняется тем, что согласно новому Закону "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" решение о принудительном лечении принимаются теперь не психиатрами, а судом, а постановка и снятие с психиатрического учета в последнее время и вовсе стало делом добровольным. Подобная ситуация привела к тому, что психически здоровые люди обречены сосуществовать с агрессивными больными, у которых в любой момент может произойти обострение, и чье поведение непредсказуемо.
В Мурманской области проживает более 15 тысяч психически нездоровых северян. В прошлом году несколько мурманчан лишились жизни, став жертвами душевнобольных убийц.

ВЕЧНЫЕ СТОРОЖА

Поместить больных с серьезными нарушениями психики в специализированные психиатрические интернаты не представляется возможным: в Мурманской области всего два интерната для душевнобольных — в Кировске и Апатитах. Эти учреждения могут принять не более 400 пациентов, очереди на госпитализацию дожидаются десятилетиями. Ежегодно направления в эти учреждения получает не более трех-четырех северян. Остальные больные живут в обычных многоквартирных домах. Родственники этих людей "работают" вечными сторожами: оставить больного без присмотра опасно для окружающих. Поэтому матери, сестры, отцы и братья пятнадцати тысяч душевнобольных жителей Мурманской области не могут устроиться на работу. Эти люди живут в состоянии постоянного напряжения и ожидания грозящей им опасности, они не понаслышке знают, что нахождение в одной квартире с психически больным родственником — не просто серьезное психологическое испытание, это настоящий риск для жизни. О том, насколько этот риск велик, говорят факты. В прошлом году в Мурманске разыгралось несколько трагедий, где роли убийц исполняли психически нездоровые люди. Мужчина-шизофреник убил свою жену в квартире на улице Карла Маркса и расчленил ее тело. Психически больной сожитель медсестры, работавшей в больнице, убил женщину, извлек из тела кровь, которой умывался до приезда милиции. На улице Шабалина на лоджии девятиэтажного дома был обнаружен труп 15-летней девушки, пролежавший там два года. Было установлено, что девушку лишил жизни сосед, много лет состоящий на психиатрическом учете.

СОБРАТЬЯ ПО НЕСЧАСТЬЮ

В Мурманске зарегистрировано более восьми тысяч психически нездоровых граждан. Чтобы как-то помочь друг другу, родственники душевнобольных людей решили объединиться с собратьями по несчастью. Так в областном центре появилась общественная организация "Содружество". Люди, входящие в эту организацию, не называют своих имен, потому что общение с журналистами и попытка привлечь внимание общественности может спровоцировать всплески агрессии их больных родственников. Дело в том, что родственники (в основном больные шизофренией) любую попытку огласки их недуга и привлечения к ним внимания воспринимают агрессивно. О том, насколько серьезной опасности подвергаются члены семей душевнобольных, можно судить хотя бы по следующему факту. В Мурманске около восьми тысяч адресов, куда время от времени выезжают специализированные бригады по оказанию помощи душевнобольным, в народе их прозвали "26-я бригада". Эти бригады состоят из подготовленных медиков и санитаров, чьи параметры и недюжинная физическая сила играют приоритетную роль при их отборе для подобного рода работы. Именно такие бригады занимаются госпитализацией буйных душевнобольных в психоневрологический стационар Мурманска, который расположен на улице Лобова. Адреса некоторых душевнобольных занесены медиками в черный список. Считается, что пациенты из черного списка наиболее опасны в период обострения заболевания и могут нанести травмы не только родственникам и соседям, но и приехавшим врачам и санитарам. Вот почему случается, что на мольбы родственников приехать и увезти пациента в больницу, медики, проверив его по своему черному списку, ставят определенные условия: "Мы сможем сделать это в сопровождении не менее десяти милиционеров и как минимум двух автоматчиков!".

СПАСАЙСЯ КТО МОЖЕТ!

Мощную силовую поддержку медики запрашивают не случайно. Дело в том, что в период психического обострения такого рода пациенты не просто чрезвычайно агрессивны, но и обладают огромной физической силой. Так, одного из мурманских шизофреников, чей адрес давно занесен в черный список, доставляют в психоневрологический стационар шесть санитаров в сопровождении десяти милиционеров примерно один раз в два месяца. Соседи давно привыкли и знают, что в момент вывода буйного больного из подъезда нельзя не только открывать двери, но и не рекомендуется подходить к окнам. Как правило, в этот момент подъезд оцеплен милицией, а больного волокут двухметровые санитары, но пациент может таить серьезную опасность для окружающих. Эти больные так хитры и изворотливы, что даже под бдительным оком десятка милиционеров умудряются направить агрессию на окружающих. Один из самых буйных мурманских шизофреников в момент задержания исхитрился повалить санитаров, в считанные секунды схватил с земли обломок металлической трубы и швырнул его в окно второго этажа. Там, по мнению больного, сидела зловредная муха, которая и довела его до настоящего бешенства. Металлическая труба, разбив стекло, серьезно ранила любопытствующую у окна соседку.
Вздохнуть спокойно семьи душевнобольных могут ненадолго. Потому что в стационаре на улице Лобова их больные родственники долго не задерживаются: примерно через месяц, когда медики купируют психический синдром, пациенты отправляются домой. Когда случится следующий припадок — через час после выписки или через полгода — не возьмется утверждать никто. Больные возвращаются домой, а вместе с ними возвращается в квартиры их близких и страх. Родственники этих больных годами живут с ними под одной крышей без прикрытия автоматчиков и помощи усиленного медицинского наряда. Одной из матерей больного шизофренией парня врачи посоветовали: "Как только увидите, что начинается припадок — спасайтесь!".

БРЕМЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Однако спастись удается не всем. Недавно мурманчанка, которая до смерти была заместителем председателя общественной организации "Содружество", не сумела вовремя распознать, что у ее сына началось обострение болезни. На ее теле судебные медики обнаружили более двадцати колотых ран. Она истекала кровью в прихожей, а сын-шизофреник в это время спокойно ел на кухне. Приехавшей милиции он заявил, что не понимает, почему мать завалилась на полу.
- Нам до сих пор не верится, что это произошло с членом нашей организации, — рассказывает активистка "Содружества", чью фамилию мы по понятным причинам не называем. (Ее взрослый сын тоже болен шизофренией, он внимательно читает местные газеты, а все попытки матери контактировать с людьми схожей судьбы воспринимает как угрозу). — Мы давно призывали общественность прислушаться к нашим проблемам — ведь наши больные дети — это не просто наш крест. Это больные люди, которым государство фактически отказало в помощи, переложив все бремя ответственности на родственников. Мы не отказываемся нести это бремя, но хотелось бы, чтобы люди понимали: невнимание и праздное любопытство по отношению к нам чревато серьезными последствиями. Ведь куда будет направлена агрессия такого больного, не может предсказать никто.
Члены "Содружества" помогают друг другу как могут. Например, им удалось наладить раздачу гуманитарной помощи — вещей и продуктов: ведь, как правило, эти семьи живут на инвалидную пенсию родственников и перебиваются случайными заработками.

НЕЛЬЗЯ ЗАМЫКАТЬСЯ В СЕБЕ

Люди, живущие в состоянии постоянного страха и напряжения, как никто нуждаются в психологической поддержке. Они не хотят мириться со своей обреченностью и пытаются жить полной жизнью. Вот почему для членов "Содружества" важнее одежды и продуктов зачастую оказывается простое общение с людьми, оказавшимися в подобной жизненной ситуации. Сейчас, правда, организация переживает не лучшие времена. Маленькая комната в помещении Совета ветеранов Ленинского округа Мурманска, где могли собираться несчастные матери, у них отобрана. Понятно, что пригласить друг друга в гости эти женщины не могут, решать насущные проблемы их семей в присутствии агрессивных родственников невозможно. Активисты "Содружества" обращались к 19 чиновникам городской администрации с просьбой решить проблему предоставления помещения для организации. Пока у "Содружества" нет крыши над головой, но с организацией, оказывающей помощь семьям, где проживают душевнобольные, можно связаться по адресу: город Мурманск-40, абонентский ящик № 618. Специалисты считают, что людям, проживающим вместе с душевнобольными родственниками, ни в коем случае нельзя замыкаться в себе. В противном случае им самим может понадобиться помощь психиатров. Вот почему идея создания подобной организации одобрена ведущими психиатрами области. Остается надеяться, что и власти не останутся в стороне: ведь игнорирование проблем семей, где проживают душевнобольные люди, чревато серьезными последствиями для всего общества.

Наталья ЧЕРВЯКОВА
"Норд-Весть Курьер"

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Специалист Хрипунов Александр
Специализируется на лечении заболеваний опорно-двигательного аппарата, хронических нарушений мозгового кровообращения (головокружения системные и несистемные, снижение памяти, головные боли), последствий перенесенных ОНМК (острое нарушение мозгового кровообращения), ЧМТ (черепно-мозговая травма), полиневропатий различного генеза
Обсудить