Прогулки с дозиметром по Киеву. И не только

В 1993 году инфляция гуляла по просторам СНГ, подвергая коррозии и без того небольшие денежные средства граждан. Ваш покорный слуга не был исключением из этого правила: его деньги, с одной стороны, были такими же "деревянными", как у всех, а с другой, их было не так много, чтобы покупать "зелень". Поэтому, получив первую в своей жизни зарплату, я путешествовал по магазинам в поисках предмета, который стал бы достойным вложением моих скромных финансовых ресурсов. Долгие экскурсии завершились успехом в одном из хозяйственных магазинов города Москвы. Так в моём распоряжении появился примечательный прибор под названием "дозиметр РБД-1". Москвичам не понять, а для меня, коренного киевлянина, пережившего "Чернобыль", это стало действительно ценным приобретением.

Естественно, первым же делом был измерен уровень радиации в одном из парков Белокаменной, находящемся напротив "Хозтоваров". Прибор показывал 11 микрорентген в час (мкр/ч). Врёт он или нет, я тогда не знал, но у меня возникли подозрения, что коварная власть специально продаёт приборы, запрограммированные на показывание "политически правильных" результатов.

В Киев я летел на самолёте, и уже на борту решил проверить дозиметр ещё раз. Раньше я где-то читал, что на высоте 10 км уровень радиации повышенный, вследствие уменьшения толщины атмосферы, отделяющей нас от жёсткого космического излучения. С трепетом достав прибор, я попытался спросить его мнение по этому вопросу, и нажав на кнопку "вкл", затаил дыхание... Показания были ошеломляющими: 250! Повторные измерения дали схожие результаты: 281 и 293 мкр/ч. Значит, дозиметр, по крайней мере, говорит некоторую долю правды, и деньги были потрачены не зря.

Уже на земле – в Киеве – исследованию подверглись, в первую очередь, аэропорт Борисполь, станция метро "Дарница" с прилегающими окрестностями и кухонный стол в моей квартире. Вырисовывалась довольно скучная картина: вопреки ожиданиям, уровень радиации колебался в небольших пределах, составляя умеренную величину в 16-23 мкр/ч. Позже, из разговоров со знакомым дозиметристом, работающем в одном из институтов Академии наук Украины, выяснилось, что "нормальный фон" – это до 20 микрорентген. А если в какой-либо местности  радиация зашкаливает за 50, то она ( местность ) считается непригодной для проживания. Тот же самый источник информации сообщил, что до аварии на Чернобыльской АЭС уровень радиации в Киеве составлял 12 мкр/ч. То есть, согласно показаниям дозиметра РБД-1, влияние Чернобыля всё же немного ощущается, при этом радиационный фон остаётся в норме.

Этих результатов оказалось на тот момент достаточно для удовлетворения моего любопытства, и прибор отправился в кладовку, где был забыт всеми лет на 5.

Вспомнить про него помог случай. В один из киевских вузов приехала делегация из Соединённых Штатов, причём, бедные американцы, напуганные сообщениями заокеанских СМИ об ужасах украинской действительности вообще, и уровне радиации  в частности, привезли с собой даже питьевую воду, не говоря уже о продуктах питания.  Действительно, а может правда, продукты на киевские рынки доставляются из тридцатикилометровой зоны, и система водоснабжения берёт воду прямо из речки Припять? Решив проверить эту гипотезу, я достал дозиметр и отправился на ближайший рынок.

В течение часа был исследован весь ассортимент продуктов, лежавший на прилавках, начиная от хлеба и заканчивая ананасами ( вдруг они тоже из Чернобыля ). Измерения проводились так: прибор ( его размеры 20х10х5 см ) клался на ящик с исследуемой сельхозпродукцией, после чего нажималась волшебная кнопка "вкл". К некоторому моему разочарованию, почти все продукты оказались чистыми, давая тот же "фон", что и окружающая среда – 17–21 мкр/ч. Именно такие цифры появлялись на жидкокристаллической панели, пока очередь не дошла до рядов с черникой ( дело было в июле ). Продавщицы с недоумением наблюдали за тем, как я подходил к корзинам с ягодами и, ни с того, ни с сего, начинал проделывать странные, на их взгляд, манипуляции с их товаром. Находясь в замешательстве от моего нахальства ( на это и было рассчитано ), продавщицы не чинили мне препятствий. Все пять измерений показали повышенный уровень радиации, составлявший от 30 до 45 микрорентген в час. На мой вопрос "откуда, мол, черника?" кормилицы отвечали по-разному: "из лесу", "из Житомирской области", "я не знаю, товар не мой"... Больше чернику на киевских рынках я не покупаю. А вот грибы, к изумлению, оказались "чистыми". Во всяком случае, те грибы, которые продавались в один из августовских дней 1999 года на рынке в Дарнице.

Ну, хорошо, на территории города Киева радиация находится под контролем, а что же в так называемых заражённых зонах? Решив исследовать и этот вопрос, я отправился в город-спутник украинской столицы Ирпень. Там, как ни как, людям платят "гробовые".

Измерения, проведённые на вокзале и нескольких автобусных остановках, дали примерно те же результаты, что и в самом Киеве. А вот на одном из дачных участков, куда я по разрешению хозяев зашёл специально с исследовательскими целями, меня ждал сюрприз.  Почти на всей его территории уровень радиации соответствует общей картине по Ирпеню: 18-22 мкр/ч. Но вот, в одном месте ( а именно в том, куда во время дождя стекает вода с крыши дома ) дозиметр начинает "возмущаться", пищать, мигать лампочками, и "заявляет", что фон здесь повышенный – 42 мкр/ч.

Радиоактивныйфон не будет уменьшаться сколь либо заметным образом в течение многих лет, поскольку период полураспада большинства частиц долгоживущих элементов, выброшенных при аварии на ЧАЭС, составляет сотни, а то и тысячи лет. Поэтому, данные, полученные мной в 1999 году, можно считать справедливыми и для сегодняшней ситуации. Справедливости ради надо сказать, что в настоящее время украинское Министерство по чрезвычайным ситуациям регулярно сообщает о радиоактивном фоне, составляющем, как правило, в Киеве 12 – 13 мкр/ч, а в Чернобыле – 35 мкр/ч.

Для сравнения скажем об уровне радиации в других городах. Про Москву было написано выше. Ещё мне доводилось проводить измерения ( в том же 1999 году ) в городе Норильске, который находится в Красноярском крае. Здесь мощность излучения ( примерно 13 – 16 мкр/ч ) выше, чем в Москве, но несколько ниже, чем в Киеве.

На самом деле, не имеет большого значения, достигает ли уровень излучения 11 мкр/ч или 20. Ведь вред, приносимый (?) некоторым избыточным излучением, не идёт ни в какое сравнение с отрицательным воздействием на наше здоровье прочих факторов окружающей среды. Одни только выхлопные газы автомобилей чего стоят. А вот, говорят, в Лас-Вегасе ( США, штат Невада ), находящемся неподалёку от ядерного полигона, радиационный фон вообще достигает по киевским меркам огромных величин. Но я там, увы, не был, и ничего определённого по этому поводу сказать не могу. Так что, как говорится, радиации бояться – на улицу не выходить.

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Специалист Игнатова Ольга
Занимается ведением пациентов с дистальной полинейропатией, синдромом диабетической стопы, лечением ожирения, остеопороза, эндокринных причин бесплодия у женщин и мужчин
Обсудить