Что нужно знать каждой женщине при выборе салона красоты, для того чтобы улучшить свою внешность и при этом не нанести вреда здоровью? Об этом мы беседуем с экспертом по сертификации бытовых услуг ВНИИС Госстандарта России Ириной Яковлевной КОНОВАЛОВОЙ.
- Что гарантирует безопасность процедур в салоне красоты?
- Сертификат соответствия. Этот документ орган сертификации выдает салону только после серьезной проверки. Эксперты изучают уровень компетентности персонала салона. Проверяют наличие сертификатов качества на препараты, материалы, оборудование. Интересуются, как выполняются санитарно-гигиенические требования. Только если салон отвечает всем необходимым требованиям безопасности, он получает сертификат. Первый раз сертификацию проводят перед открытием салона, а затем ежегодно. Копия сертификата соответствия должна быть вывешена при входе в салон.
Причем сертификат должен быть выдан не позже, чем год назад. Если же у салона нет этого документа или он просрочен, то это предприятие работает нелегально и за безопасность его услуг никто ответственности не несет. Так что при выборе салона интересоваться наличием сертификата соответствия нужно непременно.
- Сегодня организации, дарующие красоту, называются по-разному — парикмахерские, центры и салоны красоты. Название присваивают в зависимости от набора услуг, уровня цен?
- Предприятие само решает — быть ему салоном, парикмахерской или центром. Никакой зависимости между названием организации и набором услуг, уровнем цен, квалификацией мастеров — нет. Скажем, в парикмахерской набор услуг может быть шире, чем в центре красоты, хотя название последнего вроде бы более солидное.
При сертификации ко всем этим учреждениям, как бы они ни назывались, предъявляются абсолютно одинаковые требования.
- К названиям некоторых мастерских добавлено слово "люкс". Принято считать, что все организации, имеющие эту категорию, — предприятия высшего класса?
- Сегодня в отношении парикмахерских, салонов, центров красоты я не могу это утверждать однозначно. В принципе, категория "люкс" присваивается этим организациям после добровольной сертификации. То есть, салон, уже прошедший обязательную сертификацию, подвергается — уже по собственной воле — дополнительной проверке. Только пройдя эту проверку, в свое название он может включить слово "люкс". Но сегодня система добровольной сертификации в отношении этих организаций совершенно не отработана. Так что, по большому счету, имеет салон категорию "люкс" или нет, — это его никак не характеризует. Поэтому при выборе салона красоты ориентироваться на это не нужно.
- В последнее время появилось много иностранных салонов красоты, есть французские, американские, итальянские. Стоит ли отдавать им предпочтение?
- Эти салоны проходят точно такую же сертификацию, как и все остальные.
Преимущество этих совместных предприятий перед отечественными можно усмотреть только в одном. В таких салонах большинство мастеров — иностранцы. Чтобы получить право работать в России, они должны иметь российский диплом. Так что мастера-иностранцы имеют и российское и зарубежное образование.
В свою очередь, все мастера-россияне, прежде чем приступить к работе в таком салоне, проходят специальное обучение у иностранных преподавателей. Таким образом, получается, что все мастера иностранных салонов — хорошо подготовленные специалисты.
- В некоторых салонах красоты на стенах вывешены дипломы, грамоты. Говорит ли это о высоком классе салона?
- В России конкурсы среди салонов красоты, насколько я знаю, не проводятся. А вот соревнования между парикмахерами, визажистами — не редкость. Так что вывешивают обычно награды, полученные мастерами салона за победы в конкурсах. Конечно, при выборе салона обращать внимание на "доску почета" стоит — среди высококлассных специалистов легче найти "своего" мастера.
- На услуги салонов красоты огромный разброс цен. Скажем, сегодня подстричься в Москве можно как за 100, так и за 1000 рублей. Означает ли, что там, где цены выше, услуги качественнее?
- Цены на услуги салонов никем не контролируются. Предприятие само их назначает. В зависимости от чего? От стоимости косметических препаратов, оборудования, от оформления салона, величины арендной платы. Поэтому очень высокие цены обычно означают не отличное качество услуг, а то, что салон шикарно оформлен, находится в престижном районе города, где арендная плата немаленькая, работает на косметике всемирно известных фирм и сделанном по последнему слову техники оборудовании. Так что в дорогом салоне единственное, за что действительно стоит доплачивать, — это высококлассные косметика и оборудование. Но если вы не придаете большого значения местонахождению салона и его интерьеру, то остальная накрутка для вас — пустая трата денег.
Что касается разного рода огрехов, то в дорогих салонах наши эксперты их выявляют не реже, чем в салонах со средними или низкими ценами. И по своему опыту могу сказать, что в недорогой парикмахерской могут сделать прическу даже лучше, чем в престижном салоне.
- Существуют ли сегодня салоны, где есть обслуживание по льготным ценам?
- В Москве в каждом районе есть салоны, в которых по льготным ценам или вовсе бесплатно обслуживают пенсионеров, инвалидов, малоимущих. Правда, скидки делаются только на стрижки.
На льготное обслуживание нужен специальный талон. Где его получить, можно узнать в управе района, в котором вы проживаете. Там же вам подскажут, какие салоны в вашем районе занимаются льготным обслуживанием.
- Конечно, сертификация контролирует выполнение гигиенических норм. Но и сам клиент должен проявлять бдительность. Как убедиться, что в салоне с гигиеной все в порядке?
- У каждого мастера в салоне должно быть два набора инструментов. Одним он работает, а другой в это время дезинфицируется. Это касается не только маникюрных и педикюрных принадлежностей — ножниц, пилочек, щипчиков, но и инструментов для косметических процедур — спонжей, шпателей, пинцетов. Орудия парикмахера тоже должны быть в двух экземплярах. Ведь заболевания кожи головы могут передаваться через расчески, ножницы, лезвия бритв.
Но сегодня инструменты стоят очень дорого. А во многих салонах мастера покупают их за свои деньги. Поэтому в целях экономии бывает, что и нарушают правила — работают одним комплектом. Так что будьте внимательны.
Прежде чем мастер начнет вас обслуживать, убедитесь в том, что для вас предназначается тот набор инструментов, который во время работы с предыдущим клиентом дезинфицировался. Мастер должен достать "ваш" комплект из ультрафиолетового облучателя или продезинфицировать инструменты спиртом или денатуратом. Все специалисты должны работать только в одноразовых перчатках.
Все полотенца, салфетки должны быть чистыми, свежими. Парикмахер под пеньюар должен подкладывать одноразовый подворотничок. И еще — в парикмахерском зале остриженные волосы с пола должны убирать только пылесосом.
- Сегодня очень многие страдают от аллергии. Как удостовериться в том, что косметика, которой пользуются в данном салоне, не вызовет аллергической реакции?
- Клиент имеет право попросить показать ему сертификаты на те препараты, которые мастер использует при работе с ним. В сертификате должно быть указано, что препарат гипоаллергенен и что срок годности этого косметического средства не истек. Если мастер отказывается предоставить эти документы, стоит обратиться к директору или вообще найти другой салон, где будут более вежливы. Ведь вы платите деньги и, значит, должны быть уверены в безопасности услуг.
Но даже если сертификат качества гарантирует безопасность препарата, прежде чем наносить средство на вашу кожу, мастер должен провести небольшой тест. За ухо или на внутреннюю часть локтевого сгиба мастер наносит клиенту небольшое количество препарата, чтобы лишний раз убедиться, что никакой негативной реакции на эту косметику не будет.
И еще, имейте в виду — препараты не фабричного производства, а приготовленные косметологом самостоятельно сегодня в салонах применять запрещено. Ведь никто не может гарантировать безопасность таких средств.
- В поисках подходящего салона может случиться всякое. Если мне, скажем, не понравилась стрижка, могу я потребовать вернуть за нее деньги?
- Если вас подстригли не совсем так, как вы хотели, то не оплатить стрижку вы не можете. А вот если вам испортили волосы при окраске или при химической завивке, нанесли повреждения коже при косметических процедурах — тогда, безусловно, вы в праве требовать не только вернуть деньги, но и возместить причиненный ущерб. Для этого вам нужно обратиться в орган сертификации, к которому относится этот салон. Телефон и адрес этой организации указаны на копии сертификата, вывешенного при входе в салон.
Нелли ДАКОВА
"Женское здоровье"