В старом Таллине появились необычные участники дорожного движения. На ярко-красных двухколесных машинах, сзади пристегнуты такого же цвета баулы с лекарствами. На ездоках – шлемы, очки от солнца, костюмы в цвет велосипедам. Это веломедики быстрого реагирования.
Врачи пересели на двухколесный транспорт по необходимости: добраться до пациента по узким улочкам на машине нелегко, а иногда и просто невозможно.
Из-за множества уличных кафе и толп туристов, разглядывающих достопримечательности, медикам частенько приходилось оставлять автомобиль и со всем оборудованием добираться до места пешком.
Идею необычного эксперимента, на который пошла Таллинская служба скорой медицинской помощи, предложил фельдшер Алексей Щеголихин после шестилетней работы на неотложке. И он, и другие медики прекрасно понимают, что некоторые виды помощи врач может оказать в одиночку.
И вот месяц назад началась подготовка: вместе с коллегами Алексей усердно крутил педали, чтобы быть в хорошей физической форме. Служба, продумав, какие медикаменты и оборудование должны быть в велоаптечке, начало комплектацию специальных сумок. Кроме лекарств, в них имеется подробная карта старого Таллина.
"Цель проекта – ускорить оказание помощи в труднодоступных для транспорта районах Таллина, в первую очередь, в средневековом центре, – говорит главврач местной службы скорой помощи Рауль Адлас. – Помимо 46 тысяч живущих здесь горожан, его посещает в год до миллиона туристов.
Опорный пункт службы расположен вдали от центра, а добраться до пациента по узким улочкам на автотранспорте нелегко и времени требует немало. Существенная часть вызовов в старый город связана с пациентами в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, которым нужно медицинское освидетельствование.
Частенько мы имеем дело с мелкими травмами туристов, которые после оказания первой помощи вполне в состоянии продолжать движение со своей группой и не требуют госпитализации".
Услуга оказались востребованной. И местные жители, и туристы хвалят веломедиков за оперативность и внимательность: они помогают любому, кому вдруг стало плохо на улице. Каждый патрулирует закрепленный за ним район, получая от Центра тревоги вызовы параллельно с бригадами автоскорых.
По прибытии на место велодоктор оценивает ситуацию, сообщает, нужна ли бригада и оказывает помощь в пределах своих возможностей. Только словами благодарности туристы обычно не ограничиваются – хотят сфотографироваться на память. Так что веломедики уже стали настоящей достопримечательностью Таллина – наравне с городской ратушей и крепостной стеной.
Начальник по лечебной части таллинской скорой помощи Катрин Корт признается, что очень многие молодые врачи мечтают сесть на такой велосипед, очередь расписана на недели вперед. Результаты эксперимента покажут, станет ли велопатруль самостоятельным подразделением Таллиннской службы скорой помощи.
Кстати, велодокторов придумали не в Таллине – такие службы уже есть в Лондоне, Париже, Амстердаме и даже в некоторых регионах России. Работают они, как правило, сезонно – в теплое время года. Например, в нескольких районах Пензенской области медики на велосипедах появились еще в 2007 году.
Для сельских врачей пересадка на двухколесный транспорт тоже была вынужденной мерой. Нехватка денег на бензин для скорых, ветхость машинного парка, размытые в дождь дороги… Поневоле выберешь велосипед, а то и сам его купишь, лишь бы не оставлять больных в беде!
А узких улочек, недоступных для транспорта, хватает и в Москве. К тому же про столичные пробки знает не только вся Россия, но и просвещенная Европа. Между тем в департаменте здравоохранения столицы считают, что доктора на велосипедах здесь не нужны.
"В каждом городе, в каждой стране есть свои особенности, – рассказал "Правде.Ру" пресс-секретарь департамента здравоохранения г. Москвы Владимир Егоров. – Из-за разницы условий таллиннский опыт нам не подходит. Только вспомните, сколько на московских дорогах бывает зимой снега и реагентов. Как там будет чувствовать себя велосипедист?
Это же касается и Питера, да и всей страны. У нас свои подходы к организации эффективной работы службы скорой помощи. Так, в Москве создан огромный центр для приема более 5 миллионов звонков в день.
Их сортируют, и в зависимости от жалобы на вызов отправляется тот или иной тип неотложки с соответствующей бригадой – реанимационная, кардиологическая, педиатрическая, травматологическая и проч. По Москве курсируют 16 типов карет скорой помощи.
Их работа координируется через спутник – консультант определяет, куда отвезти пациента, оперативно находит узкого специалиста для решения сложных вопросов. Врачи на скорых обычно оказывают не только первую, но и более сложную помощь. А в той же Англии неотложки ограничиваются только доставкой пациента до больницы.
Конечно, очень важно, за какое время медики успевают доехать до места вызова. В соответствии с приказом Минздравсоцразвития РФ "О порядке оказания скорой медицинской помощи" подстанции должны находиться в пределах 20-минутной транспортной доступности. И мы стремимся эти нормы соблюдать.
Так, например, на МКАД в прошлом году мы организовали 15 удаленных от подстанций пунктов дежурств машин скорой помощи, чтобы они могли оперативно добираться до мест ДТП. И укоротили время прибытия вдвое".
Конечно, учитывать климатические особенности нужно. Но в таллиннском опыте есть рациональное зерно. И если не в столице, то в провинции к нему можно присмотреться, тем более что "передовая" российская глубинка уже так и сделала.