Формула профессионального успеха

Чем ближе настоящая профессиональная жизнь, тем больше возникает тревог и сомнений у школьников. Достаточно ли для успешной работы полученных знаний? Как выстроить гармоничные отношения в новом коллективе? В наши дни эти задачи как никогда актуальны. К кому обратиться за помощью, чтобы в дальнейшем избежать кризисов и разочарований? На вопросы, касающиеся профориентации, корреспонденту «Правды.Ру» ответила Светлана Шишкова, психолог-консультант социально-психологического центра «Дом».

Каждому из нас свойственны определенные способности. По тому, насколько они соответствуют требованиям, предъявляемым к человеку конкретной профессией, обычно и судят о профессиональной пригодности. Способности при этом не являются врожденными. Ребенок появляется на свет просто с индивидуальными задатками: определенными физиологическими особенностями строения мозга, органов чувств и движения. Они-то и выступают в качестве природных предпосылок развития будущих талантов.

Чтобы успешно вписаться в новую систему общественных отношений, молодым людям, а это ребята 7-х-9-х и даже 5-х классов (такая профориентация не является слишком ранней!), нужно упорно впитывать знания, стараться верно оценивать свои возможности и способности, соизмеряя их с реальными потребностями в профессиях на рынке труда. Тем, кто стоит перед выбором специальности важно попробовать себя в разнообразных видах деятельности, чтобы научиться выявлять и развивать свои способности.

Читайте по теме: Школьники чахнут под грузом знаний

И еще, доказано - человек, который успешно делает карьеру, всегда обладает к этому высокой мотивацией. И на это, бесспорно, оказывает влияние стиль родительского отношения к ребенку в детстве. Психологи, изучавшие детей, не обладавших высокой мотивацией достижения, выяснили, что их матери имели ряд сходных черт:

- Ориентировка на усредненные социальные стандарты и нормы. Такие родители обычно сравнивают достижения своих детей с талантами других ребят такого же возраста. А причины неудач ребенка обычно объясняются отсутствием у него способностей. Зависимость успеха или его отсутствия от прилагаемых им усилий в учебе в расчет не принимается.

- Жесткий контроль за выполнением домашних заданий и игнорирование собственных желаний ребенка. Это подавляет собственную инициативу учащегося.

- Порицание за неудачу, равнодушие при успехе. Действительно, родители зачастую настраивают детей избегать плохих отметок в школе, при этом редко хвалят их за достижения. Зато неудачи детей вызывают у них шквал упреков и недовольства. Сформированная таким образом в детстве мотивация приучает просто «избегать неудач». Впоследствии она проносится через всю жизнь. Взрослый человек в дальнейшем боится поражения и не особенно стремится к успеху, ибо этому мешает его заниженная самооценка, когда-то сформированная родителями.

При более тщательном рассмотрении личностных особенностей таких родителей выясняется, что они придерживаются преимущественно авторитарных методов воспитания. А неуспехи их детей служат хорошим поводом для проекции на них собственного внутреннего напряжения и раздражения.

Рекомендации родителям, которые хотят, чтобы их дети добились успеха в жизни:

- Любите своего ребенка безусловной любовью - вне зависимости от того, какие оценки он приносит из школы.

- Старайтесь хвалить малыша за малейшие успехи.

- Давайте понять учащемуся, что недостаток способностей во многих случаях может быть компенсирован его дополнительным усердием и трудолюбием.

Любящие родители – это люди, которые стараются понять и поддержать своего ребенка. Они должны стараться научить свое чадо быть самодостаточным, дать ему право выбора и показать пути к становлению конкурентноспособной личности. Ведь выбор профессии это не только то дело, которым будут заниматься дети, это направленность личности на проявление своих талантов, способностей, позитивное восприятие жизни, гармония с внешним и внутренним миром самого человека.

Сейчас основным приемом в профориентации является не выбор профессии, а направление, по которому личность в любом возрасте будет обучаться и развиваться. Жизненный успех любого человека - и взрослого, и ребенка – складывается из трех составляющих (виды интеллекта):

IQ – коэффициент мыслительного, умственного развития;

EQ – коэффициент эмоционального интеллекта (навык понимания своих чувств и эмоций);

BQ - коэффициент телесно-физического интеллекта.

Насколько родители (возможно, совместно с психологом) помогут сформировать и развить своим детям трехуровневый интеллект, настолько ребенок будет гармоничен.

Все самое интересное на главной странице

Автор Лилиана Локацкая
Лилиана Локацкая — журналист, бывший корресподент отдела здравоохранения Правды.Ру. *
Специалист Шипилова Мария
Занимается приемом пациентов и психологическими консультациями.
Темы школа
Обсудить