"Как причудливо мешается кровь!" — заметил Воланд, определив, что у Маргариты были королевские предки. До сих пор вопросы родства и связанные с этим семейные тайны остаются самыми сложными в мире. Разобраться в хитросплетениях судеб помогает современная генетика.
Ученые давно стремились найти легко определяемые и строго подчиняющиеся законам наследственности способы определения родства. Ведь недостаточная точность экспертизы не могла устроить ни специалистов, ни заказчиков. Внешние черты человека, хотя они и находятся под контролем генов, все же в этом отношении очень ненадежны. Большинство количественных признаков (например, рост), или качественных (цвет волос и глаз) наследуются сложно и определяются несколькими генами, образующими у детей новые сочетания.
Раньше, к примеру, считалось, что у голубоглазых родителей не может родиться кареглазый ребенок, однако теперь доказано, что это не так. Бывают, конечно, очень яркие семейные "приметы", передающиеся из поколение в поколение. Примером может служить знаменитая "габсбургская губа" — необычная особенность строения челюстей, запечатленная в портретах представителей династии Габсбургов на протяжении нескольких веков. Но если наличие подобного редкого признака свидетельствует в пользу родства, то его отсутствие ни в коей мере родства не опровергает.
В 1900 году австрийский ученый Ландштейнер обнаружил существование групп крови (I-IV). Это открытие не только позволило разработать метод безопасного переливания крови, но и послужило возникновению нескольких направлений в генетике, в том числе использования генетических данных в судебной медицине для идентификации личности и генетического родства.
Читайте по теме: Генетика вступает в борьбу с глухотой
И вот, наконец, специалистами был найден самый точный на сегодняшний день метод, гарантирующий практически безошибочное определение отцовства и установление родства — генетическая экспертиза на основе анализа ДНК.
Проведенные масштабные исследования ученых показали, что "каждый из нас — это уникальный генетический эксперимент, который никогда больше не повторится". Даже вероятность того, что дети одних и тех же родителей (не считая, конечно, однояйцевых близнецов) получат одинаковый набор генов, равняется одному шансу на 64 триллиона возможностей.
Анализ ДНК дает практически стопроцентную возможность определения кровных уз. Для того чтобы установить отцовство, необходимо изучить различные участки ДНК у предполагаемых родителей ребенка. Если известна мать, то анализ сделать проще. Специалист вычитает долю генетического материала, которую ребенок получил от нее. А оставшуюся часть сравнивает с ДНК предполагаемого отца. Если обнаруживаются общие признаки, то отцовство подтверждается.
Для ДНК-анализа достаточно очень небольшого количества биологического материала. Наиболее пригодна для исследования кровь, взятая из вены, но если ее нельзя получить, используют пятна крови на фильтровальной бумаге (если кровь берут специально) или любые другие сохранившиеся пятна. Подходят также клетки соскоба с внутренней поверхности щек, ногти, волосы.
Возможно даже проведение дородовой экспертизы плода. Эту процедуру проводят в стационаре под контролем УЗИ. Но при этом не исключена опасность прерывания беременности. Если речь идет о посмертной экспертизе, используют образцы тканей, хранящиеся у патологоанатомов после вскрытия. Срок проведения анализа — не более двух недель, а при экстренно необходимости его можно сократить до трех дней.
Согласно международным требованиям, анализируется не менее девяти полиморфных локусов (участков ДНК), что позволяет достичь очень высокой точности. При проведении экспертизы отцовства возможны два результата. Отрицательный результат — исключение отцовства — является стопроцентным; такое заключение делается при несовпадении не менее трех локусов.
Положительный — подтверждение отцовства, — как и при использовании других методов, носит вероятностный характер, но величина ошибки несопоставимо ниже и составляет сотые доли процента.
Отцовство считается установленным при достоверности анализа не менее 99,999% (случайное совпадение возможно крайне редко — в 1 случае из 100 тысяч). Таким образом, вероятность практически не отличается от стопроцентной, и положительный результат столь же юридически полноправен, как отрицательный.
Технологии исследования ДНК и определения отцовства с каждым годом совершенствуются. Последним достижением стало создание так называемых чипов, позволяющих очень быстро проводить одновременный анализ многих показателей в одном образце ДНК. Хотя технология пока не получила широкого распространения, предполагается, что она существенно снизит стоимость исследований.