Каждый двадцатый человек на Земле не в ладах с математикой. Нередки случаи, когда человек не может даже посчитать расположенные перед ним объекты – в его сознании отсутствует связь между подсчитанным количеством и конкретной цифрой. Так проявляется болезнь дискалькулия.
Долгое время людей, страдающих дискалькулией, было принято считать неполноценными. Однако ученые доказали, что подобная дискриминация в корне ошибочна. Большинство страдающих «математически кретинизмом» показывают очень высокие результаты в других областях знаний, а их IQ чаще всего выше среднего.
Но в повседневной жизни люди, пораженные дискалькулией, испытывают огромное количество неудобств. Так, например, они не умеют определять время по аналоговым часам, а в магазине вынуждены просить кассира отсчитать нужную сумму из бумажника. Им приходится всячески избегать ситуаций, когда необходимо сделать любые, даже самые простые вычисления.
Дискалькулией страдает 5% населения Земли – столько же, сколько людей болеют дислексией. В то время, как математика играет немаловажную роль в человеческом обществе и в результате влияет как на уровень жизни, так и на социальное положение, сотни миллионов человек со всего мира испытывают перед ней панический ужас.
Специальный доклад Британского правительства, опубликованный в октябре 2008 года, содержит неутешительную статистику о заболевании дискалькулии. Собранные данные говорят о том, что из-за этой болезни многие английские школьники не смогут получить хорошие оценки в аттестате зрелости, а в дальнейшем не найдут достойную работу и заработают в сумме на 100000 фунтов меньше своих здоровых сверстников.
Английские и американские ученые считают, что ранняя диагностика заболевания позволит привлечь больного ребенка к дополнительным программам образования и компенсировать отставание. Кроме того, исследователи предлагают ввести для обучения таких детей специальную систему счисления.
Метод «сравнительно-числового ощущения» (ANS) базируется на принципе примерной оценки двух объектов. Любой человек, который видит две яблони с плодами, может без каких-либо подсчетов сказать – на каком из деревьев яблок больше. По этому методу ребенок просто заучивает логические цепочки «слово-цифра» и учится определять – какое из них больше.
Профессор Брайан Баттерворф провел эксперимент по обучению методу ANS детей 4-7 лет из Австралии, которые говорят только на своих родных языках Валпири и Аниндилаква. Оба эти языка австралийских аборигенов содержат всего несколько числительных. Результаты эксперимента оказались практически такими же, как и у контрольной группы младших школьников из Мельбурна. «Человек рождается с чувством цифр и для него не составляет проблемы расположить слова-числительные соответственно возрастанию цифр», - убежден профессор.
Несмотря на то, что методика уже показала значительные результаты, у нее находится много критиков. Французский нейробиолог Стен Дийен оппонирует Баттерворфу – он считает, что ребенок появляется на свет только с интуицией и примерным представлением о числах. Поскольку система ANS оперирует сравнением чисел, то найти разницу между «один» и «два» должно быть проще, чем между «девять» и «десять», считает французский ученый.
Точку в этом споре могут поставить дальнейшие исследования, планируемые английскими и австралийскими учеными. Возможно, изучение метода ANS среди индейцев Амазонии, которые владеют числительными только до «пяти», поможет продвинуться в изучении и преодолении дискалькулии.