С тех пор, как человечество познакомилось с ВИЧ/СПИДом, вокруг этой болезни сложилось немало как мифов, так и реальных проблем. Но, наверное, самая важная из них – отношение к ВИЧ-инфицированным людям со стороны окружающих, в том числе врачей и медперсонала. Различные опросы показывают, что социальные и медицинские работники нередко не в силах преодолеть предвзятое негативное отношение к людям с ВИЧ. И одной из причин этого – отсутствие специальных знаний и навыков.
Именно поэтому с самого начала проект ГЛОБУС Глобального фонда по борьбе со СПИДом, туберкулезом и малярией активно развивал деятельность по консультированию в нескольких направлениях.
- Поддерживалась работа Региональных ресурсных центров по консультированию людей с ВИЧ (РРЦК) путем организации и проведения специальных тренингов.
- Обеспечивалась информационная поддержка специалистов, занимающихся консультированием в регионах.
- Внедрялись методики консультирования в практическую деятельность медицинских специалистов.
За время работы проекта были созданы три РРКЦ, в которых через обучение региональных специалистов-консультантов по проблемам ВИЧ/СПИДа, обеспечивалась грамотная профилактика ВИЧ-инфекции, оказание помощи и поддержки людям, живущим с ВИЧ.
Работа РРКЦ строилась по следующей схеме: сначала была проведена рабочая встреча, на которой будущие сотрудники РРЦК познакомились с тем, что представляет собой консультирование и как оно влияет на профилактику ВИЧ-инфекции. После этого тренеры «СПИД Фонда Восток-Запад», работающего в рамках проекта ГЛОБУС, начали проводить тренинги по консультированию. Затем обучение стали проводить уже тренеры РРЦК, а уж после этого сотрудники РРЦК начинали свою работу как самостоятельные тренеры.
В 10 регионах России, где осуществляется проект ГЛОБУС, были проведены трехдневные тренинги по следующим темам: «Консультирование при сообщении пациенту положительного результата теста на ВИЧ», «Профилактика синдрома сгорания у людей, работающих с ВИЧ-инфицированными», «Дотестовое консультирование и консультирование после теста на ВИЧ при сообщении отрицательного результата».
В тренингах принимали участие медики различных специальностей; группы комплектовались в зависимости от темы и ее актуальности для тех или иных специалистов. Также часть тренингов была проведена для социальных работников, психологов и консультантов, которые работали с людьми, живущими с ВИЧ.
Для оценки эффективности каждого тренинга проводилось анкетирование до и после тренинга, позволяющее отследить изменение уровня знаний участников. По полученным результатам в программы тренингов вносились коррективы в зависимости от степени усвоения участниками той или иной информации.
Кроме того, эффективность тренингов оценивалась и по результатам практической работы тех, кто эти тренинги прошел. Для этого, через два месяца после окончания тренингов вновь собравшиеся вместе участники делились впечатлениями, что из полученного на тренинге им удалось использовать, какие трудности возникали, чему еще они хотели бы научиться.
Из всех тренингов особо хочется отметить тренинги по профилактике синдрома эмоционального сгорания у специалистов, работающих с ВИЧ-инфицированными людьми. Впервые практикующие консультанты получили возможность позаботиться о себе, что способствовало улучшению их профессиональной деятельности.
Вот некоторые отзывы участников: «После тренинга - бешеный энтузиазм», «Пересмотрела свои взгляды, начала работать над собой», «Этот тренинг добавил мне знаний. Теперь я применяю медитацию, релаксационные зарядки», «Мы у себя провели семинар по профилактике сгорания. Используем медитации, дыхательные техники», «Стала лучше распределять работу, это сказалось на качестве консультирования клиентов».
Признанием эффективности работы участников проекта ГЛОБУС стало то, что в рамках внедрения консультирования в практическую деятельность медицинских специалистов в программу обучения Красноярской медицинской академии теперь включен курс «Консультирование по вопросам ВИЧ-инфекции», предусматривающий шесть часов лекционных занятий, пять часов практических занятий и шесть часов самостоятельной работы под руководством преподавателя. Первые занятия состоялись осенью 2006 года.