Психиатрическая помощь в России развалена полностью

Ровно два года назад чрезвычайный съезд психиатров России обратился к тогдашнему премьеру Касьянову с обращением, которое ни Касьянов, ни СМИ практически не заметили. А речь в нем шла о том, что система психиатрической помощи в нашей стране полностью развалена, а страна уже перешла ту грань, за которой число нездоровых на голову граждан становится угрожающим. Это событие совпало по времени с резолюцией ХХ V конгресса Всемирной ассоциации психического здоровья, констатировавшей, что традиционная медицина, основанная на лекарствах, зашла в полный тупик и реально не может помочь людям решить их психические проблемы.

Не только в России государственная помощь простым гражданам осуществляется как в дремучем средневековье – пациентов держат в переполненных палатах психиатрических клиник и пичкают различного рода антидепрессантами. Но как показывает практика, использование медикаментов в абсолютном большинстве случае снимает только внешние симптомы расстройств, но не излечивает их полностью. Ситуация устраивает государство, потому что на производстве антидепрессантов и прочих таблеток «от головы» делаются колоссальные деньги. А, между тем, в психологии и психиатрии за прошедшее столетие были сделаны революционные открытия и изобретены новые методы терапии, которые официальная медицина не спешит внедрять в жизнь – и по причине отсутствия средств, и из-за косности взглядов.

Мы предлагаем вашему вниманию серию статей о наиболее значимых открытиях в психологии за минувший век и их значении для обретения каждым человеком душевного здоровья.

Блеск и нищета психоанализа

В середине Х I Х века немецкий философ Николай Гартман впервые употребил слово «бессознательное» для обозначения той части человеческой психики, которую мы не можем ни контролировать, ни даже представлять. Несколько десятилетий этот термин кочевал из одной философской книжки в другую, пока, наконец, не привлек внимания молодого венского психиатра Зигмунда Фрейда. В это время он занимался изучением истерии, практиковался по этой теме у таких корифеев, как Брейер и Шарко, и пришел к выводу, что чисто физиологические методы лечения исчерпали себя.

Уже в своей первой значимой книге «Этюды об истерии» (1895) Фрейд объясняет неврозы неудовлетворенными влечениями и эмоциями, вытесненными из сознания в бессознательное. Но подлинной научной сенсацией стало его монументальное исследование «Толкование сновидений» (1900), которое сам Фрейд до конца своей жизни считал своей лучшей работой.

Проанализировав сотни сновидений своих пациентов, Фрейд пришел к выводу, что «сны – это царская дорога в бессознательное». Именно они выявляют бессознательные желания человека и позволяют нащупать конкретные истоки психических проблем. Но всю символику сновидений Фрейд предпочел свести к сексуальной проблематике, трактуя образы даже самых причудливых сновидений как обозначение мужских и женских половых органов.

В десятилетие, последовавшее после выхода «Толкования сновидений», Фрейд формулирует основные положения своего психоанализа, основанные на безусловном признании доминирующей роли сексуальности в человеческой жизни, в таких вызвавших скандал произведениях как «Пять лекций по психоанализу», «Остроумие и его отношение к бессознательному», «Психопатология обыденной жизни» и других. Согласно его теории все желания и поступки человека определяются энергией либидо, то есть силой сексуального влечения. Именно либидо заполнено все человеческое бессознательное, которое находится в постоянном противоборстве с сознанием, служащем воплощением морали и нравственных устоев.

Фрейд считал, что сексуальное влечение просто довлеет над человеком, и когда тот занимается чем-то другим, то происходит сублимация, то есть вытеснение полового инстинкта в бессознательное, что и приводит к неврозу. На основе этого тезиса была предложена картография человеческой психики, состоящая из Сверх-Я, Я и Оно.

Сверх-Я, по Фрейду, это область моральных норм и поведенческих стереотипов, диктуемых обществом. Оно является сферой действия хаоса бессознательного и первобытных инстинктов. Между ними мечется несчастное Я, и задачу психиатра Фрейд видел в том, чтобы «помочь человеку выдержать весь ужас повседневного существования».

Отец психоанализа с самого начала был абсолютно уверен в истинности своей теории о главенствующей роли секса в человеческой жизни. От своих многочисленных учеников он требовал признать свою теорию как догму. Это, по мнению Фрейда, должно было защитить психологию от «темной волны оккультизма», которая век назад начинала вытеснять идеологию Просвещения в гуманитарной мысли Запада.

Истоки психозов и неврозов взрослого человека Фрейд видел в вытесненных в индивидуальное бессознательное психологических проблемах детства, которые врач-терапевт должен выявить и проговорить со своим пациентом. Вот почему одной из основ классического психоанализа стало учение о детской сексуальности и так называемом «Эдиповом комплексе».

Фрейд считал, что в детстве каждый из нас испытывает бессознательное сексуальное влечение к родителю противоположного пола и такое же желание смерти родителя одного пола. В нереализованности этих бессознательных влечений и коренятся причины многих психических проблем и отклонений.

К духовности и религии Фрейд, по его собственному признанию, относился как «прожженный еврей-материалист». Религию, в том числе, естественно, и иудаизм, отец психоанализа называл «синдромом навязчивых представлений», а зафиксированные в духовной литературе случаи религиозного экстаза и мистических переживаний считал проявлением психопатологии. Это оттолкнуло от Фрейда многих его последователей, в частности – Карла Густава Юнга, ставшего самым знаменитым ревизионистом фрейдовского учения.

Первая мировая война заставила Фрейда серьезно переработать свою картографию человеческой психики. Ученый понял, что одним только половым влечением нельзя объяснить всю многогранность и парадоксальность поведения людей. В двадцатые годы Фрейд дополняет картину нашего внутреннего мира учением об Эросе и Танатосе как двух основных динамических структурах.

Согласно воззрениям позднего Фрейда внутри человека заложено два противоборствующих начала. Эрос – это стремление к жизни и продолжению рода, половое влечение. Танатос же – это стремление человеческого организма к саморазрушению путем самоубийства. Фрейд считал, что концепция Танатоса объясняет причины войн и преступлений: бессознательную агрессию против самого себя человек переносит вовне, что и спасает его от гибели.

В последнее десятилетие своей жизни тяжело больной Фрейд (он умер в 1938 году в Лондоне) пытался приложить свои психоаналитические теории к интерпретации жизнеописаний и творений великих мастеров мировой культуры: от Леонардо да Винчи до Достоевского. Но в этих работах чувствовалось, что доминанта сексуальности просто не в состоянии объяснить весь загадочный мир психики гениальных людей. По свидетельству дочери Фрейда Анны, великий психолог, никогда не расстававшийся с кокаином и предлагавший попробовать его всем своим гостям, в конце своего пути стал испытывать серьезные сомнения в правильности сексуальной догмы и постоянно находился в угнетенном состоянии.

Сегодня многие положения классического психоанализа оказались опровергнутыми наукой. Конечно, вряд ли стоит называть Фрейда «венским шарлатаном», как это делал создатель эротического шедевра «Лолита» Владимир Набоков, как ни странно, не принимавший именно сексуальную теорию психолога. Но в 1997 году ведущие ученые Франкфуртского центра современной психиатрии во главе с доктором Клаусом Риппенштоуффеном выступили с заявлением, что многолетние практические исследования детской сексуальности не подтвердили наличия в психике человека «Эдипова комплекса» - одного из краеугольных камней всего фрейдистского психоанализа.

В последние два десятилетия постепенно теряет былую популярность и психоаналитическая терапия, основанная на свободной и произвольной беседе пациента и врача. Перенос пациентом своих переживаний на терапевта стал всего лишь одной из методик психотерапии, причем не самой эффективной.

Но работа психоаналитика по-прежнему приносит неплохие дивиденды и на Западе, и у нас, поскольку Фрейд остается одним из самых раскрученных брендов мировой психологии. Так, в Москве врачи-психоаналитики требуют за свою работу по 100 долларов в час, и состоятельные клиенты с удовольствием платят эту сумму, поскольку не ориентируются в тех многочисленных психотерапевтических практиках, которые были открыты и внедрены после смерти Фрейда.

Хотя многие постулаты классического психоанализа, в особенности теория о доминирующей роли сексуальности в психике человека, не выдержали испытания временем, революционную роль Фрейда отрицать невозможно. Гениальный ученый, бывший не только теоретиком, но и практиком психиатрии, первым доказал, что поведением человека управляет не столько сознание, сколько бессознательное, и открыл дорогу к изучению этого пласта психики.

Фрейд также обосновал, что причины абсолютного большинства психозов и неврозов не вызваны органикой и физиологией, а таятся именно в глубинах бессознательного. Поэтому испытывающим психические проблемы людям могут помочь не таблетки, а кардинально новые методы терапии. И пусть психоаналитическая техника «исцеления словом» оказалась не полностью эффективной. Все равно этот метод помогает людям больше, нежели поглощение антидепрессантов и прочих «чудес» психофармакологии.

Андрей Щербаков

Автор Андрей Щербаков
Андрей Щербаков — журналист, бывший корреспондент, обозреватель Правды.Ру
Специалист Захаров Александр
Ведет прием по вопросам решения и выхода из различных психологических проблем, работает с различными зависимостями, в том числе эмоциональной зависимостью
Обсудить