Особенности национальной борьбы с курением

Итак, Госдума ратифицировала международную антитабачную конвенцию. Теперь должны последовать меры по запрету курения в самых разных местах и исчезновение рекламы сигарет. А новые правила дорожного движения теперь позволяют водителю иметь в крови 0,3 промилле алкоголя и ничего за это ему не будет. Об особенностях российской борьбы с алкоголем и табаком «Правде.ру» рассказал психиатр-нарколог, зав. отделением детской наркологии ННЦ наркологии Росздрава Алексей Надеждин.

- Как только у нас власти начинают заниматься профилактикой таких негативных социальных явлений как зависимость от табака, наркотиков, алкоголя, все, как правило, сводится или к борьбе с их предложением, или к запугиванию потребителей. Это, конечно, важно и нужно, но необходимы меры, направленные на борьбу со спросом.

Кроме того, стремление найти какую-то одну решающую меру, чтобы она через полгода-год дала впечатляющий результат, ведет в тупик. Таких мер еще никто нигде не придумал. Нужна последовательная комплексная программа действий, которую надо проводить 15-20 лет, чтобы ощутить ее реальные плоды.

- Алексей Валентинович, но ведь подписав конвенцию по борьбе с курением, мы как раз и встали на путь создания такой программы.

- Надеюсь, что так. Но до сих пор, несмотря на отдельные удачи, в России нет адекватной антитабачной или антиалкогольной рекламы. В первую очередь потому, что нет таких специалистов. Рекламщики быстро научились «впаривать» товары потребителю, а вот заставить кого-то отказаться от покупки тех же сигарет не умеют.

Увеличение предупреждающей надписи на пачке сигарет до 30-40% от всей площади, конечно, даст свои результаты, но почему не пойти дальше, как это сделали в Таиланде. Там на каждой марке сигарет во всю пачку фотографии людей, страдающих раком горла. Такая пачка просто непривлекательна для потребителя, ее на бросишь небрежно на столик в кафе и угощать кого-то постесняешься.

- Но такая антиреклама может привести в ужас, но не заставит человека бросить курить. Он просто психологически закроется от таких предупреждений и перестанет их замечать.

- Абсолютно верно, и часть людей так и поступает. Но есть те, на кого это работает. Для других нужны иные подходы. Например, можно построить антитабачную рекламу на основе дружеских обращений «Пожалуйста, прекратите курить» или «Пожалуйста, не пейте». Заядлого курильщика такой рекламой, может, и не отпугнешь, но те, кто только начал или собирается начать, могут задуматься.

Поэтому я и говорю, что нужна комплексная система социального давления на курильщиков, на потребителей алкоголя и наркотиков, которая показывает, что их поведение неадекватно. И оптимальная рекламная кампания сочетает в себе и позитивное и негативное воздействия. И все это должно подкрепляться жесткой законодательной базой.

В США, если водитель попал в аварию в нетрезвом состоянии, он отправляется в тюрьму. У нас лишается прав на два года, но даже эту меру удалось принять с колоссальными проблемами и совсем недавно. То же и с сигаретами. Запрет курения в общественных местах не просто должен быть, он должен работать, а достичь этого в одночасье очень трудно. Америка активно борется с курением последние 20 лет, зато сегодня там курят лишь 20% населения, а у нас 75%, включая детей и беременных женщин. А ведь изначально в США курили больше, чем в СССР.

- Неужели, нельзя привести пример удачной антитабачной или антиалкогольной рекламы в нашей стране?

- Почему же, есть такие примеры, но беда в том, что они разрозненны и одномоментны. Хорошие антинаркотические ролики прошли по всем федеральным телеканалам и радиостанциям в прошлом году, массово были развешены щиты по городам «Наркотики? Не моя тема». Но если антинаркотическая целевая федеральная программа уже есть, то антиалкогольной или антитабачной нет, а ведь это одни из главных причин демографических проблем в стране.

У нас очень слабо развит институт экспертов, которые бы осуществляли оценку информационных проектов в области курения и пьянства. В основном, идет воздействие по типу описания вреда от табака и алкоголя. Если опишете красочно, то, возможно, подействует, а если правильно, но скучно и абстрактно, то такое выступление будет только для галочки в отчетах. Нужно уметь конкретизировать эти постулаты на конкретных живых примерах, а этого как раз наши рекламщики и не умеют.

Яркий пример неудачной социальной рекламы – это реклама ГИБДД о необходимости ремней безопасности «Пристегнись, или тебя пристегнут». Этот нелогичный слогансопровождался кровавыми безобразными сценами с мест автоаварий. В результате, все это вызывало у людей отторжение и закономерное психическое торможение. Он не только не усваивал рекламную информации, но, боюсь, часто поступал прямо проивоположно тому, к чему призывала его реклама, только для того, чтобы никак себя с ней не ассоциировать.

Хотя, справедливости ради, скажу, что позитивная реклама той же ГИБДД «Пристегни самого дорогого» - удачна. Здесь и проявляется отсутствие экспертной оценки готовых роликов, слоганов и т.п. Ведь креативщку из ГИБДД часто куда важнее, чтобы реклама понравилась его начальству, генералу, чем реально воздействовала на водителей автотранспорта.

Могу привести еще один неплохой пример антинаркотической рекламы, который имел место в Украине. У них был разработан щит «Мама! Чому я урод?» с шестипалой рукой на черном фоне. С одной стороны – пугающе, с другой – ровно настолько, чтобы не вызвать отторжения, а заставить задуматься.

- Может быть, если вернуться к курению, попробовать поступить, как хотят сделать в Великобритании: хочешь покурить – купи дорогую лицензию?

- Такая мера может сработать только в некоторых странах, где курение уже стремительно теряет популярность. Чтобы такая мера сработала в России, нам нужно сначала снизить количество курильщиков в разы.

- А если просто запретить курение, да и алкоголь заодно?

- Такой «сухой» закон приведет только к обогащению криминальных структур и нелегальным поставкам табака и алкоголя. Вспомните конец 80-х годов прошлого века. В России «полусухой» закон привел не только к бюджетным трудностям, но и к социальным потрясениям.

- Получается, что самое эффективное средство – это «промывание мозгов»?

- Настойчивая, постепенная длительная политика, меры информационного воздействия, ограничения и запреты – все в комплексе.

- С 1 июля у нас разрешено садиться за руль, имея в крови 0,3 промилле алкоголя. Как вы к этому относитесь?

- Как врач, плохо отношусь. Это пример того, что у нас правая рука не знает, что делает левая. По-моему, ситуация с пьянством за рулем только ухудшится, ведь какие бы цифры не были указаны, главное слово произнесено – «разрешено»…

Автор Андрей Беляков
Андрей Беляков — журналист, редактор раздела "Здоровье" Правды.Ру
Специалист Николаев Николай
Успешное лечение всех форм невынашивания и бесплодия
Обсудить
Последние материалы