Несколько дней назад мир облетела тревожная новость: в Гонконге больше двух десятков человек заболели новым вирусом гриппа. Уж не птичий ли добрался до людей? Оказалось, что нет. Но остался вопрос: почему практически каждый год эпидемии гриппа приходят именно из Азии: Гонконга, Китая и т.д.?
«Любой штамм вируса гриппа носит название того места, где его впервые выделили, - говорит врач-вирусолог Алексей Турусов. – По этим названиям можно сказать, что некоторые вирусы родились в России. Правда, при ближайшем рассмотрении оказывалось, что корни эпидемий все-таки были в Центральной и Юго-Восточной Азии.
Например, вирус, бродивший по континенту в 1977 году, называли «русским», поскольку впервые его выделили в Хабаровске, а определили структуру в Москве. На самом же деле, он пришел к нам в конце лета, начале осени, а перед этим - весной - стал виновником эпидемии в Китае, о которой просто не было сообщено.
Действительно, как правило, эпидемии зарождаются в Азии, где большую часть года стоит жаркая и влажная погода, очень большая плотность населения, много детей, которые особенно чувствительны к вирусу гриппа. Добавьте сюда условия жизни и ее уклад, которые трудно соотносятся с общепринятыми нормами санитарии; традиция держать большое количество домашней птицы и свиней рядом с людьми. Все это создает почти идеальную среду для жизни, мутаций и распространения вирусов.
Дело в том, что вирусов гриппа очень много и все они циркулируют у животных и, главным образом, у птиц, скрещиваются между собой, меняются генами, в результате образуются новые вирусы. Но когда смешиваются между собой вирусы животных, вновь образовавшиеся соединения имеют разную жизненную силу, не всегда высокую активность. А вот скрещивание вирусов человека и животных приводят к эпидемиям и пандемиям.
Благодаря простой конструкции вирусы способны мобильно меняться, настраиваясь на организм человека. Вообще, главная задача микробиологического мира - убить как можно больше людей. Так и живут два мира, оба в состоянии круговой обороны. Человек создает вакцину - вирус меняет свое строение.
В музее Эрмитаж есть мумия, которой три тысячи лет. За это время человек мало изменился. А вот вирус гриппа, выделенный в тканях мумии, абсолютно не похож на те, что гуляют сейчас. Если сравнивать их строение, то можно сказать, что эти вирусы даже не родственники!»
Как часто может кардинально меняться вирус гриппа и что остается делать человеку, чтобы от него защититься? На этот вопрос ответил директор ГУ НИИ Гриппа Олег Киселев:
«Вирус превращается в новую структуру в течение 3-5 лет. Эта структура проявляет уже новые антигенные свойства. Но это еще не принципиально новый вирус. По данным эпидемической статистики, приход нового штамма случается примерно через 20-25 лет. Хотя сейчас новый штамм задерживается, мы ждем его уже больше тридцати лет. И это плохо. Вирусологи говорят: чем дольше ждешь, тем страшнее получишь.
У Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) есть специальный департамент по наблюдению за гриппом. Этому департаменту подчиняются национальные центры разных стран, каким в России является наш институт. Как только в стране начинают фиксировать первые случаи гриппа, специалисты срочно берут изоляты (мазки из носа больного) и отправляют в свой департамент.
Массовый химический анализ ведется в Англии и Америке: смотрят, от какого вируса произошел каждый образец, как он изменился по сравнению с предыдущим, и дают рекомендации по включению в вакцину тех или иных компонентов. После этого на совещании ВОЗ в Женеве оглашают состав вакцины на предстоящий сезон».