Всю свою молодость Вяйнемяйнен, герой финского эпоса «Калевала», провел в материнской утробе, поэтому на свет появился сразу стариком. Надо сказать, это здорово помогло Вяйнемяйнену в жизни: он с рождения получил мудрость зрелости, но так и остался энергичным и впечатлительным человеком. Так древний скальд примирил известное противоречие человеческого бытия: "Если бы юность знала, если б старость могла". Разве справедливо, что один умен до старости, а другой и в молодости старик? Тем более несправедливо, что толком непонятно, почему же так происходит.
В ХХ веке у руля почти всех радикальных общественных преобразований стояли люди сравнительно молодые. Ленин - пришел к власти в 47 лет, Гитлер - в 44, Ататюрк - в 42, Долорес Ибарури - в 41 Фидель Кастро - в 33, а Муаммар Каддафи и того раньше - в 27лет. Молодые лидеры лучше всех ломают, завоевывают и покоряют. Это не удивительно.
Удивительно другое - те реформаторы, которым история дала шанс состариться вместе со своими революциями - Кастро и Каддафи - с годами стали завзятыми консерваторами и «заморозили» свои государства на долгие десятилетия. Тут поневоле приходишь к выводу, что головы молодого и пожилого человека - это совершенно разные головы.
Институт мозга РАМН был создан для изучения мозга Ленина. Со временем он обзавелся довольно внушительной коллекцией мозгов замечательных людей: Сталина, академиков Сахарова и Ландау, Собинова, Маяковского... Среди прочего, специалисты этого НИИ пытаются выяснить, какие изменения претерпевает с годами вместилище человеческого ума.
«До определенного возраста человек не испытывает энергетического дефицита, но с годами энергоснабжение головного мозга ухудшается - считает доктор биологических наук Виталий Фокин. - Кислород, глюкоза, аденозинтрифосфорная кислота (АТФ) становятся доступны все в меньшем количестве и, что самое прискорбное, все хуже усваиваются мозгом.
В пожилом возрасте активная деятельность головного мозга, особенно в экстремальных ситуациях, сравнима с пребыванием в разреженной атмосфере - не хватает кислорода. В топку идет «горючее второго сорта» - жирные кислоты и белок. Нарушается кислотный баланс мозга. Но процессы старения, общие для всех людей, у каждого из них проявляются по-разному. Точнее, их можно разделить на 3 большие группы. Типы старения условно можно было бы назвать так: «мудрый старец», «консерватор» и «суетливый старичок».
Все три типа разнятся по энергозатратам, необходимым мозгу для работы. При помощи простого и эффективного метода, разработанного в НИИ Мозга, теперь можно определять биоэлектрические реакции нашего самого главного органа, а вместе с ними и колебания кислотно-щелочного равновесия. Если равновесие нарушено, есть все основания предполагать, что человек скоро умрет.
Самый лучший баланс, естественно, у «мудрецов». «Мудрый старец» - наиболее оптимальный (и редко встречающийся) тип старения. Действительно, Игорь Моисеев, который и в 100 лет ставил новые танцы у нас один. Сергей Михалков до сих пор пишет стихи и помнит наизусть большую часть своих прошлых сочинений. Галина Уланова в 86 лет преподавала балетное мастерство совсем еще юным девушкам. Василий Смыслов в 70-летнем возрасте вошел в четвертьфинал чемпионата мира по шахматам.
В чем же отличие этих людей от прочих смертных? В физиологическом смысле с «мудрыми старцами» происходит достаточно редкая вещь: в некоторых случаях ствол мозга стареет раньше, чем полушария. Ствол же, как известно, тесно связан с регуляцией вегетативных функций - пищеварение, дыхание, кровоснабжение, иммунитет... Там же находятся центры, которые связаны с эмоциональным поведением, то есть, попросту говоря, со страстями человеческими.
Когда человек уже не живет переживаниями молодости, когда ему равно чужды общественное признание, успехи в бизнесе и любовь, но при этом сохраняется ясное мышление - это, видимо, и есть мудрость.
«Консерваторы» с возрастом предпочитают держаться за старые, проверенные рецепты. Достигнув в молодые и зрелые годы определенных высот, они до старости предпочитают почивать на лаврах. Перестройка умственной деятельности для них чревата большими затратами, чем потенциальные выгоды от введения нового. Эти люди предпочитают пишущие машинки компьютерам только на том основании, что допотопный «Ундервуд» им более знаком и понятен.
Консерваторов характеризует стойкое нежелание идти даже на минимальный оправданный риск в надежде, что ситуация как-нибудь сама собой «рассосется». Такой склад ума не обязательно плох. Он, однако, противопоказан, допустим, политикам в кризисной ситуации. Именно так вели себя английские и французские госдеятели накануне начала второй мировой войны - предпочитали не принимать решительных мер против Гитлера. Результат известен - получилась мировая война по полной программе.
«Суетливый старичок» тратит энергию по-молодому, не считаясь со своими возможностями. Поэтому, увы, и умирает, как правило, раньше. Юлий Цезарь, например, был известен тем, что в молодости умел делать по несколько дел сразу: читать один текст, писать другой и при этом еще разговаривать о чем-то третьем. В возрасте 56 лет он пал жертвой заговора.
В этом ему повезло - доживи Цезарь до более преклонного возраста, он скорее всего превратился бы в суетливого старичка, который, не доведя одного дела до конца, хватается за следующее, и его бросает... Все оттого, что человек не хочет или не может правильно стареть. Он цепляется за привычки молодости вместо того, чтобы сознательно перестроить свою жизнь сообразно возрасту.
Голова, как известно, дана не только для того, чтобы шапку носить, но и для того, чтобы думать. Думать, однако, тоже можно правильно и неправильно. Тот, кто думает правильно, стареет позже. Ну а тот, кто не правильно... Можно до посинения размышлять о том, как бы сорвать банк на рулетке в Монте-Карло, но если задача в принципе не имеет решения, дело не в масштабе.
Минусы пожилого возраста вроде бы очевидны: медленная реакция, ухудшение кратковременной памяти. Зато есть и плюсы - с возрастом приходит опыт, который позволяет избежать многих ошибок молодости. Ученые связывают это с тем, что с годами в сером веществе образуются новые аксоновые связи, которые позволяют решать проблемы не в лоб, а более эффективно. Мозг как бы переходить на «энергосберегающие технологии».
У каждого долгожителя - свои рецепты против старения души. Игорь Моисеев называл творчество и фантазию. Кстати, это характерно для всех людей творческих профессий - что их личный возраст по сравнению с возрастом искусства, которое, по определению, вечно? Георгий Вицин избегал всяческих волнений, даже радостных, принципиально не смотрел телевизора и признаался, что его спасает только юмор.
Медленнее стареют те, кто много общается с молодежью (Галина Уланова, Майя Плисецкая). Старению препятствует правильный образ жизни и... высокий интеллект. По некоторым данным, у высокообразованного человека меньше шансов заболеть болезнью Альцгеймера, чем у неуча.
Любовь тоже мощнейший стимул к продолжению жизни. А Сергей Михалков назвал еще один рецепт - любопытство: «Жизнь таит в себе столько любопытного, как же отказать себе в удовольствии посмотреть на это?»