От 0 до 3 месяцев
— Ребенок издает звуки, выражающие удовольствие. Часто их повторяет.
— Характер крика меняется в зависимости от внешних обстоятельств.
— Ребенок улыбается при виде: матери.
От 4 до 6 месяцев
— Ребенок издает лепечущие звуки, похожие на речь.
— Сообщает звуком или жестом о своих нуждах.
— Воркует, когда остается один, или когда с ним играют.
От 7 до 12 месяцев
— Детский лепет делится на долгие и короткие группы звуков.
— Ребенок использует сигнал, похожий на речь и отличающийся от крика, чтобы привлечь к себе внимание.
— Подражает различным звукам речи взрослых.
— Уже имеет в запасе два-три слова:
хотя может еще не четко их произносить.
От 1 до 2 лет
— Ребенок каждый месяц осваивает несколько новых слов.
— Пробует задавать вопросы.
— Использует в начале слова различные согласные.
От 2 до 3 лет
— Знает название почти всех окружающих предметов.
— Использует предложения из 2-3 слов.
— Часто называет предметы вслух.
От 3 до 4 лет
— Рассказывает о занятиях в детском саду или яслях.
— Обычно ребенок в этом возрасте говорит уже легко, не повторяя слоги или слова.
— Речь становится понятной уже не только членам семьи.
— Предложения состоят из четырех и более слов.
От 4 до 5 лет
— Рассказывает истории по определенной теме.
— Легко общается, пользуясь "взрослой" грамматикой.
— Звуки в основном правильные, кроме, может быть, одного-двух трудных, вроде "р" и "л".
Объем словарного запаса ребенка в зависимости от возраста:
Возраст | Количество слов |
1 год | 5-9 слов |
1,5 года | от 20 до 40 (у разных авторов) |
2 года | от 50 до 200 слов |
3 года | от 800 до 1000 слов |
3,5 года | 1100-1200 слов |
4 года | 1600 — 1900 слов |
5 лет | 1900 — 2200 слов. |
Характерной особенностью детской речи вплоть до 3 лет является то, что многие звуки родного языка опускаются или замещаются близкими по:
Это происходит потому, что артикуляция звуков вырабатывается не сразу, а постепенно, а также восприятие речи далеко не совершенно. Дети говорят слова, состоящие из доступных звуков:
Первые слова детей характеризуются полисемантизмом: одно и то же звукосочетание в различных случаях служит выражением разных значений, и эти значения становятся понятными только благодаря ситуации и интонации.
Чем меньше слов в лексиконе ребенка, тем больший процент составляют слова, правильно произносимые. Чем больше слов в лексиконе ребенка, тем больший процент составляют слова:
что можно объяснить как физиологической неподготовленностью речевого аппарата ребенка к воспроизведению вновь усваиваемых им трудных слов. После появления 5-6 слов возможна остановка развития словаря на 4-6 месяцев.
Читайте также: