Единственный шанс спасти мозг от слабоумия

Образ мудреца является наиболее чтимым в любой культуре. Человек не рождается мудрым, но становится им. Как мозг активируется, функционирует и как не срабатывает, что можно сделать, чтобы предотвратить его старение и не превратится в слабоумное существо?

Профессор неврологии Медицинского колледжа Университета Нью-Йорка Элхонон Голдберг, ученик знаменитого русского нейрохирурга А. Лурии, в своей книге «Парадокс мудрости. Научное опровержение «старческого слабоумия » (The wisdom paradox. How your mind can grow stronger as your brain grows older) берется это доказать на примерах из своей богатой практики .

Профессор, кстати, наш бывший соотечественник (теперь он живет в Нью-Йорке) распределяет свое время между частной практикой в нейропсихологии, исследованиями в области когнитивной неврологии и преподаванием.

«Периоды ума» или периоды мозга – это метафора, считает Голдберг, но не притянутая за уши. Мозг и ум проходят через этапы развития в течение всей продолжительности жизни. Как времена года, периоды ума не разделены четкими абсолютными границами, а переходят постепенно и плавно один в другой. Как может варьироваться смена времен года (раннее лето в один год, поздняя весна в другой), также переход от одного «периода ума» к следующему индивидуален. В отличие от 4 времен года, обычно говорят о 3 периодах мозга: развитие, зрелость и старение.

Первый период развития – идет формирование основных когнитивных способностей и навыков, который характеризуется изменениями, происходящими в мозге. Он начинается до того, как человек родился и продолжается до 30 лет (плюс – минус несколько лет). Развитие мозга начинается с нейрогенеза, рождения мозговых клеток - нейронов.

Главный этап формирования мозга происходит во время беременности. Но нейрогненез продолжается всю жизнь, хотя и не так интенсивно, как в начале. Переломным моментом между первым и вторым периодом мозга – стадией развития и стадией зрелости – является завершение созревания лобных долей, особенно образование миелинового слоя.

Второй период зрелости – характеризуется меньшим нейронным потоком и большей стабильностью структур мозга. Это возраст продуктивной деятельности, когда акцент постепенно переносится с изучения мира на внесение своего вклада в его формирование через нашу индивидуальную и профессиональную деятельность. Это самый изученный период ума и мозга, хотя и не полностью. Мы пока постепенно движемся к пониманию нейронных основ индивидуальности, заключает Голдберг.

Период старения – изучен совсем мало. До недавнего времени ученые и не думали задаваться вопросом, а насколько золотым будет «золотой век» мозга. Однако мозг поражается даже при «успешном» старении, как любой другой орган. Некоторые изменения считаются общими: вес и объем мозга уменьшаются приблизительно на 2 % каждое десятилетие взрослой жизни.

Желудочки мозга (полости, расположенные глубоко внутри, содержащие спинномозговую жидкость) увеличиваются в размере. Бороздки (промежутки между извилинами мозга) становятся более выпуклыми. Кровоток мозга и поступление кислорода становятся менее обильными. Все это говорит о небольшой атрофии или сокращении мозговой ткани в процессе нормального старения.

При старении поражается как серое, так и белое вещество. Некоторые ученые полагают, что белое вещество более восприимчиво к воздействию старения, чем серое. Другое интересное открытие – это разница в относительной уязвимости различных структур мозга при нормальном старении и при слабоумии, например, при болезни Альцгеймера.

В истории известны случаи, когда старение становилось синонимом упадка умственной деятельности. Иоганн Вольфганг фон Гёте (1749-1832) опубликовал первую часть «Фауста» в 59 лет, а 2-ю – в 83 года. Великий каталонский архитектор Антонио Гауди-и-Корнет (1852-1926) начал работу всей своей жизни кафедральный собор Sagrada Familia в Барселоне относительно молодым человеком, но проект достиг апогея в конце его жизни.

Он погиб в автомобильной катастрофе и не закончил свой шедевр. В другой области деятельности Норберт Винер (1894-1964) – отец кибернетики, бросил вызов собственному утверждению, что «математика – это в высшей степени игра молодых». Философский трактат «Творец и Голем» он опубликовал в 70-летнем возрасте.

«Мать Израиля» Голда Мейер (1898-1978) заняла пост премьер-министра страны в возрасте 71 года. Она оказалась старше, когда стала у руля государства, чем Уинстон Черчилль (в начале срока ему было 65) и Рональд Рейган (69). «Такие примеры, будучи предметом генетического

Единственный шанс спасти мозг от слабоумия
Единственный шанс спасти мозг от слабоумия
везения, не особенно удивительны, поскольку любая кривая имеет свое аномальное значение», - пишет Голдберг.

В реальности большинство форм слабоумия развивается постепенно и фактически очень медленно. Ухудшение продолжается годами. В большинстве случаев процесс сначала влияет только на некоторые способности, в то время как другие остаются незатронутыми длительное время. Еще раз подчеркнем, что говоря о сохранении умственных способностей, профессор оставляет за скобками мозговые травмы, инфекционные заболевания и т.п.

Пересказать всю книгу Голдберга - задача непосильная. Поэтому обратимся к выводу. Физическое и умственное безделье дорого обходится. Умственное безделье в молодости подвергает опасности мозг в старости. Не следует безрассудно тратить «творческие» годы.

«Те, кто получает удовольствие от умственных задач и ищет их сверх и за пределами простых потребностей обыденного существования, поддерживает свой ум и мозг мощным защитным механизмом, которых хватит надолго и которые будут гарантировать здоровую и богатую умственную жизнь в старости», - считает профессор Голдберг.

Умственная жизнь должна продолжаться и в старости. Чем дольше она будет продолжаться, тем дольше будет даровать награды, стимулируя различные процессы роста в мозге и тем самым защищая его от разрушения, продолжает автор. Умственная гимнастика в течение всей жизни – это шанс для поддержания здорового ума в старости.

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Специалист Николаев Николай
Успешное лечение всех форм невынашивания и бесплодия
Обсудить