Идея управлять поведением и переживаниями людей с помощью запахов давно будоражила предприимчивые умы. Но некоторая ясность в этой области наступила лишь после того, как ученые открыли у человека «второй нос» - особый орган в основании носовой перегородки.
Все началось с феромонов.
Справка: феромоны – это биологически активные вещества, выделяемые человеком и животными в окружающую среду и специфически влияющие на поведение, физиологическое и эмоциональное состояние, обмен веществ особей того же вида. Феромоны продуцируются специализированными железами.
Как правило, для биологического действия феромонов характерна видовая специфичность, т. е. разные виды животных используют в качестве феромонов разные химические вещества или смеси с различным сочетанием компонентов. В основном феромоны. осуществляют химическую коммуникацию между особями одного вида.
Ученые, доказав существование феромонов у насекомых и животных, предположили, что они есть у человека. И не ошиблись, но… Если у животных эти вещества в различных сочетаниях просто заставляли их заниматься продолжением рода, вступать в битву или собираться в стаи, то с нами оказалось все намного сложнее.
Специалисты НИИ морфологии человека РАМН, изучающие эту тему, считают, что в отборе сексуальных партнеров у человека участвуют чувствительные клетки, расположенные в области носовой перегородки (информация идет прямо в мозг). Но даже если у человека «второй нос» по каким-то причинам не работает, он все равно способен улавливать химические сигналы.
Последние данные позволяют предположить, что функции «второго носа» могут брать на себя некоторые клетки основного органа обоняния. Любопытно, что «феромонный локатор» может воспринимать только сексуальные или социальные запахи, практически не реагируя на иные даже сильные (острые или пряные) ароматы.
Есть предположение, что «второй нос» и есть орган того самого шестого чувства, которое мы зовем интуицией. Он выбирает нам партнера не за красивые глаза, а на генетическом уровне.
Естественный запах каждого человека несет в себе информацию о его генетическом коде, от которого во многом зависит подходит ли один человек другому, скажем для продолжения рода. Именно поэтому парфюмерам вряд ли удастся создать духи с включением феромонов, которые смогли бы привлечь любого мужчину к любой женщине и наоборот.
Природу не обманешь. На чужие и чуждые феромоны она не поведется!
Зато обычные запахи можно использовать в обычной жизни, хотя бы для того, чтобы заставить посетителя магазина сделать покупку.
Например, давно выяснено, что у большинства людей запах свежевыпеченного хлеба ассоциируется прежде всего с ощущением домашнего тепла и уюта. Именно поэтому сейчас во многих крупных магазинах пекут собственный хлеб, располагая пекарню как можно ближе к входу. Зайдя в супермаркет и получив ощущение умиротворенности, мы скорее всего что-нибудь здесь купим.
Сегодня над правильным распределением ароматов по торговым залам занимается целая армия аромадизайнеров. Их задача заставить нас совершить покупку и очень часто она успешно решается.
На худой конец, специально подобранные запахи оставят в нашей памяти приятное воспоминание, которые через какое-то время заставит нас снова вернуться именно в этот магазин.
Хорошо ли это для нас, как потребителей? Вопрос спорный. Но во всяком случае, тем, кто занимается экспериментами с запахами стоит информировать посетителей о том, что такие эксперименты здесь ведутся. Особенно эта информация стала бы полезной для астматиков и аллергиков.