Первую помощь пострадавшим до приезда медиков оказывают реже, чем в одном случае из ста — не потому, что не хотят, а потому что не умеют. Таковы данные статистики. Какие ошибки чаще всего совершают спасатели-добровольцы? Можно ли вообще прикасаться к тяжелораненому? На эти вопросы, особенно актуальные в дни массового отъезда за город, "Правде.Ру" отвечает эксперт-травматолог.
Представьте место автокатастрофы: битое стекло, кровь, стоны… И ваше жгучее желание помочь, спасти. Но в памяти всплывают лишь какие-то обрывки воспоминаний про искусственное дыхание, про массаж сердца, про наложение жгута или шины. Как? Куда? Когда? А если сделаешь что-то неправильно, то запросто можешь вместо спасителя стать гробовщиком. Страшно!
А тем временем, только в результате дорожно-транспортных происшествий в России ежегодно гибнет от 30 до 35 тысяч человек и более 250 тысяч получают травмы различной степени тяжести.
Что же можно сделать, если вы оказались свидетелем несчастья? Первое и главное действие — это вызов "скорой помощи"! Как угодно: по мобильнику, таксофону, голубиной почтой… А вот, когда вызвали, начинайте помогать чем можете. Почему-то все мы уверены, что человека при видимых тяжелых травмах лучше вообще не трогать. Вдруг у него разрыв внутренних органов или сломан позвоночник.
— Повреждения внутренних органов, внутренние кровотечения — это основная причина смерти на месте происшествия, — говорит хирург, травматолог, Владимир Акулов, — Человека часто просто не успевают довезти до операционной.
Но трогать пострадавшего можно, и иногда даже нужно, чтобы, например, оттащить его от близкого огня. А вот чего нельзя делать — это пытаться ставить его на ноги или усаживать . Лучше уложить и укрыть чем-то теплым. Иногда достаточно просто максимально откинуть сиденье машины.
— Если человек в сознании, — продолжает врач-нейрохирург Андрей Ходневич, - то он сам скажет, что у него болит спина, онемели или отказали конечности. Все это признаки повреждения позвоночника. При необходимости перенести пострадавшего в тепло или безопасную зону, подойдет любой твердый щит (широкая доска, калитка, лист фанеры). Но нельзя человека на него затаскивать волоком. Необходимо положить носилки рядом и аккуратно перекатить на них потерпевшего.
Если вы видите, невооруженным глазом, что у пострадавшего сломана рука или нога, постарайтесь как можно быстрее зафиксировать конечность. Для этого вовсе не нужно старательно разыскивать идеально ровные доски. Были случаи, когда на поиски подходящего забора уходило столько времени, что у человека успевало необратимо нарушиться кровообращение и конечность приходилось ампутировать.
Если сломана одна нога — прикрепляйте ее к здоровой, обязательно в двух местах (в области бедра и голени). Разумеется, по возможности, следите, чтобы стопа смотрела носком вперед, а не назад. Руку в согнутом положении достаточно примотать к туловищу — косынкой, шарфом, ремнем, да хоть оторванным рукавом от рубашки.
Одна из самых распространенных ошибок добровольных спасателей — это неправильное наложение резинового жгута для остановки кровотечения из раны. Есть он в каждой автоаптечке, вот и затягивают его на пострадавших кто во что горазд.
Средний мужчина способен затянуть его так, что он сдавит конечность с силой до 1800 атмосфер, в то время как безопасное давление для человека всего 900. И уж совсем мало кто знает, что жгут нужно каждые 45 минут ослаблять, а затем снова затягивать. Иначе вместе с остановкой кровотечения, человек расстанется и с омертвевшими тканями, а то и со всей ногой или рукой.
Нельзя обильно поливать открытые раны йодом. Иначе, кроме собственно травмы, человек получит еще и серьезный ожог внутренних тканей. Обрабатывать йодом можно только кожу вокруг раны.
Если вы умеете и готовы применить искусственное дыхание, прежде всего рукой освободите дыхательные пути пострадавшего. Они могут быть забиты рвотными массами и даже зубными протезами. Искусственное дыхание "рот в рот" лучше всего проводить при помощи специального приспособления (дыхательной трубки), которое есть в автомобильной аптечке.
Но для того, чтобы им правильно воспользоваться, его надо хоть раз взять в руки в спокойной обстановке, чтобы получить представление куда, что и как вставлять. Читать инструкцию, когда у вас на руках умирает человек, уже поздно.
По статистике, именно мужчины — от 40 до 60 лет — чаще всего внезапно умирают от сердечного приступа. Несмотря на то, что сосуды еще вполне здоровые, в моменты сильного эмоционального всплеска, в стрессовой ситуации, они подвержены резкому спазму, и сердце внезапно останавливается.
Никакая "скорая" не успевает приехать, ведь реальную помощь можно оказать в первые 2-3 минуты, потом все усилия, увы, бессмысленны.
Поэтому в США программу по неотложной помощи в подобных ситуациях разработали специально для женщин. Ну а кому ж еще спасать мужчин? Жен учили приемам искусственного дыхания, сердечного массажа по всем правилам, не столько теоретически, сколько практически — на манекенах.
Именно навык — как встать, куда нажать, с какой силой — имеет решающее значение (слабо — толку не будет, слишком сильно — можно ребра сломать, это в лучшем случае). Так вот через год в удалось снизить в три раза смертность мужчин от внезапной остановки сердца.
Что-то подобное американской программе существовало у нас, когда действовала система обязательного всеобщего обучения основам гражданской обороны. Приемы оказания первой помощи просты, если не сказать элементарны. Проблема в другом: нет программы обучения населения.
Государство, по-прежнему, считает, что сохранение жизни — это наше личное дело, а мы как-то тихо и охотно соглашаемся. Поэтому стеснительно пропускаем возможность научиться приемам первой помощи.
На экзамене в автошколе, самыми легкими считаются вопросы "по медицине" — отбарабанил про искусственное дыхание, и получи права, навыки все равно никто не проверяет. Тем более, что проверять нечего.
Мы надеемся, случись что — приедут врачи на "скорой", или служба спасения. Там работают хорошие специалисты, кто ж спорит. Но сколько их, и сколько — нас. А случись что — до их приезда надо как-то дожить, чтобы выжить.