Чиновники заговорили о возрождении программы принудительно лечения наркомании. Однако даже сами авторы проекта признают, что главное не вывести человека из ломки, а провести полный курс реабилитации. Наркомана надо извлечь из привычного окружения, изменив его психологию. А в стране отсутствует необходимая для этого инфраструктура.
Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков собирается восстановить в России систему принудительного лечения наркомании. Об этом заявил руководитель департамента межведомственной и информационной деятельности ФСКН Александр Михайлов.
Как сообщили «Правде.Ру» в центре общественных связей ФСКН, этот вопрос пока обсуждается и зависит от решения Государственной думы и правительства.
Основной аргумент против возрождения системы принудительного лечения – несоблюдение прав человека, потому что в Советском Союзе больницы больше напоминали тюрьму. Михайлов в этой связи заметил, что лечение должно быть лечением, а не заключением.
Михайлов заявил, что вывести человека из состояния наркотической ломки, с медицинской точки зрения, несложно, но гораздо сложнее провести полный курс реабилитации. А реабилитационных центров в стране явно не хватает. Очевидно, что в ближайшее время система принудительного лечения вводиться не будет, или же она заранее обречена на провал в масштабах страны.
Нужно бороться не с веществами, а с психологией людей, когда они ищут психоактивные вещества, считает Михайлов. Но еще более важно помнить об «извлечении социально опасного гражданина из общества с последующим его возвращением и созданием условий для того, чтобы он не стал опять употреблять наркотики».
Наркотики представляют собой чрезвычайно сильное средство побега от реальности. К «травке» или героину человек обращается тогда, когда его не устраивает текущая жизнь. Конечно, есть случаи «по баловству» или «за компанию». Но очень многие становятся наркоманами именно от безысходности. Они остро нуждаются в материальной и психологической помощи и не получают ее вовремя.
Важно не только помогать людям с наркотической зависимостью вернуться к нормальной жизни, но и не допускать того, чтобы человек стал наркоманом, то есть дошел до такого состояния, когда он не видит иного выхода, кроме как обратиться к наркотикам. Профилактика намного эффективнее ловли и принудительного лечения наркоманов.
Михайлов упомянул о создании «новой молодежной культуры». Только будучи уверен в своем будущем и осознав, что сможет нормально жить без наркотиков, человек будет иметь стимул к лечению.
Но не приведет ли насильственное лечение к противоположному результату, вызвав у человека отторжение к медицине и к государству вообще? Человек должен сам для себя сказать: «Я хочу перестать принимать наркотики!», и только тогда он имеет реальные шансы вернуться к нормальной жизни.