В России активизировались разговоры о консервации продуктов при помощи радиоактивных веществ, в частности, цезия-137. Такой метод консервирования должен дополнить традиционные — термическую и химическую обработки пищи.
Смысл старого изобретения прост: в камеру помещается продукт, который подвергают мощнейшему радиоактивному облучению, а потом… люди его покупают и едят. Европе пока хватает 200 тысяч тонн облученных продуктов, а в Соединенных Штатах их продается свыше 100 тысяч тонн в год.
В США применять ионизирующий метод обработки стали довольно давно: в 1950-х годах президент Эйзенхауэр запустил программу "Мирный атом". Она, в частности, применялась для пополнения армейских запасов продовольствия. Именно тогда облучение продуктов набрало промышленные обороты. Через 30 лет пищевикам США передали промышленные установки нового поколения вместе с подлежащими утилизации отходами — радиоактивным цезием-137. Такой способ можно было бы назвать остроумной утилизацией радиоактивных отходов.
На Западе на подобных товарах обычно ставится специальная маркировка: символ-трилистник RADURA или, нередко, надпись, "обработано при помощи ионизации". Как видим, производители осознают предвзятое отношение потребителя к радиации и не раскрывают в предупреждении истинную технологию процесса.
В России с этим методом знакомы давно. Наша страна первой применила радиационную дезинсекцию для обработки посевов. В 1958 году канадские импортные зерно и картошка были заражены долгоносиком. Во избежание скандала советские предприятия обработали груз на ионизирующих облучателях. Вредители были уничтожены, но далее СССР не пошел и больше облучение в пищевой индустрии не использовал.
И лишь сейчас отечественное законодательство позволило некоторым российским предприятиям закупить установки для быстрой и, казалось бы, безопасной консервации. В нашей стране технология пока еще официально не внедрена. Но тут может действовать та самая презумпция невиновности: разрешено все, что однозначно не запрещено законом.
С 2016 года вступил в действие ГОСТ ISO 14470-2014, оговаривающий возможность стерилизации пищевых продуктов электронными и ионизирующими облучателями. Подобные стандарты не имеют силы закона и носят рекомендательный характер. Не разработана и специальная маркировка облученных продуктов.
Гамма-облучение не нагревает продукты. Отсюда названием метода — "холодная пастеризация". Используется гамма-облучение на основе
В среднем доза радиации сопоставима с той, что выделяется при полутора миллионах рентгеновских снимков.
Споры о возможном вреде для человеческого организма от такой консервации продуктов не утихают до сих пор. Хотя еще в 1980 году ООН, ВОЗ и МАГАТЭ назвали безопасной для человека дозу до 10 кГр. Но 40 лет назад ученые не имели достаточной базы данных по влиянию облученной пищи на человека.
Сегодня некоторые исследователи говорят, что под воздействием облучения продуктов, в теле человека появляются свободные радикалы класса мутагенов. Сами по себе они безвредны, но когда оказываются в организме, могут повысить риск возникновения онкологических и других заболеваний, воздействовать на генетический код и вызывать преждевременное старение.
Споры о вредоносности подобного метода можно отнести к разговорам о возможном ущербе для организма от ионизации пищи в СВЧ-печах, которыми пользуется большинство офисных сотрудников и предприятий общепита. Поэтому в такой ситуации можно руководствоваться старым добрым принципом: "В случае сомнения лучше воздержаться".