Согласно недавнему опросу ВЦИОМ, при целом ряде заболеваний россияне предпочитают лечиться сами до того, как обратиться к врачу. Причем более 40% наших сограждан не пользуются услугами государственной медицины, а 25% — вообще врачебной помощью. Как быть с этим явлением — бороться или принять как данность? Можно ли как-то использовать его для получения положительного эффекта для здоровья?
В апреле ведущий российский социологический центр обнародовал данные своего опроса, проведенного в прошлом году, совместно с компанией Bayer. Согласно данным социологов, больше всего наши сограждане любят лечиться сами при простудах — это происходит в 90% случаев. Достаточно большой процент старается самостоятельно справиться:
Зато сыпь и повышение давления заставляет даже самых ленивых обращаться к докторам.
Тем не менее, согласно опросу ВЦИОМ 2015 года, около четверти россиян вообще не обращаются к врачам. Еще больше — 38% - не пользуются услугами госмедицины. 8% из них, правда, просят помощи в платных медучреждениях, но остальные ищут советы о здоровье в Интернете, у родных и друзей.
Как же относиться к самолечению? Надо сразу уточнить — эта проблема не только российская, она имеет место даже в странах золотого миллиарда. Как минимум, в скрытой форме, когда формально врачебная помощь человеку оказывается, но лишь в объеме семейного врача, который, по определению, не может знать любую патологию подобно узкому специалисту. Последние же на благословенном Западе нередко в очень большом дефиците; во всяком случае, в рамке самых демократичных и доступных медстраховок.
Например:
В России, к счастью, кошмара с многомесячными ожиданиями нет; врачи в поликлиниках принимают всех обратившихся. Правда, осмотры пациентов длятся в районе десяти минут, что на Западе не практикуется. А потому и среди организаторов здравоохранения, и в научно-популярной литературе можно нередко встретить сожаления образца: "Любого больного с простудой должен осмотреть врач во избежание осложнений". Формально это абсолютно правильно. Но поневоле вспоминается ироничный афоризм: "Прежде, чем загадать желание, подумай, вдруг оно исполнится".
Штаты первичного звена российских:
Там люди нередко работают на две-три ставки при полуторной продолжительности рабочего дня. А потому в случае той же эпидемии гриппа, если каждый простудившийся пожелает показаться врачу, последних просто физически не хватит. Придется приказом переводить на участки к специалистам узкого профиля, которые, во-первых, могут быть не искушены в патологии дыхательных путей, а во-вторых, радикально вырастут очереди к невропатологам, хирургам, окулистам. А если каждый простудившийся гражданин еще и воспользуется правом вызова врача на дом, тогда работа поликлиник, скорее всего, будет просто парализована.
Так что доминирующий среди населения алгоритм, когда первые три дня ОРВИ человек:
С другими заболеваниями, конечно, ситуация посложнее. Например, боль в пояснице может быть вызвана воспалительным процессом или камнем в почках, а может стать симптомом остеохондроза позвоночника с радикулитом. Лечение той и другой патологии, увы, совершенно противоположное. При воспалениях нервных корешков спазмолитики не нужны, как и антибиотики; зато назначенные при пиелонефрите, замаскировавшимся под радикулит, мощные обезболивающие без тех же антибактериальных препаратов могут снять боль, но при этом усугубить протекание болезнетворного процесса. Различить указанные патологии в большинстве случаев можно за пару минут, даже без УЗИ и анализов, всего лишь проверив несколько симптомов. Однако можно ли требовать знание оных от далеких от медицины людей?
Идеального решения в отношении самолечения, наверное, нет и не может быть. С другой стороны, надо быть реалистами и помнить хотя бы о вышеупомянутой четверти россиян, которые к врачам предпочитают не обращаться вообще. В конце концов, еще во времена СССР на каждого доктора возлагались обязанности проводить санпросветработу. Правда, как и любая общественная нагрузка, она чаще всего проводилась "для галочки", но сейчас же другая ситуация. Есть тот же Интернет, где можно найти, что угодно. Просто из-за обилия информации часто возникает обратный эффект. В конце концов, даже при наличии профессиональных компьютерщиков, с небольшими неполадками в наших операционных системах и ноутбуках мы предпочитаем справляться сами, используя адаптированную литературу для неспециалистов.
Возможно, стоило бы в рамках Минздрава создать относительно краткое пособие, вроде "Медицины для "чайников", по образцу соответствующих компьютерных изданий. Где максимально доступным языком излагались бы рекомендации при распространенных болезнях. Разумеется, с серьезным акцентом именно на то, когда надо прекращать мнить себя медицинским профи, и немедленно обращаться к дипломированному специалисту.
Главное, не бежать в поликлинику при любом болезненном симптоме. В конце концов, и доктора, прекрасно зная, что за вроде бы незначительными жалобами могут стоять очень опасные вещи, далеко не сразу посылают пациентов обследоваться в условиях современных диагностических центров. Обычно при минимуме обследований назначается лечение; если оно помогает, на этом все и заканчивается.
Ну а многие моменты первичного лечения может самостоятельно проводить и сам больной. Немалую помощь могут оказать и врачебные онлайн-консультации, и особенно провизоры аптек.
Если с самолечением нельзя справиться, то надо попытаться направить его в наиболее безопасное для больных русло. И здесь лежит огромное поле возможностей для профильных структур российского здравоохранения.