Украинских больных смогут "вылечить" байкеры

Киев: эскулапы-байкеры залечат до смерти

В Киеве организуется "мотоскорая" — сообщается, что "врачи пересядут на мотоциклы". Однако врачей-то, умирающие больные и не дождутся — к ним, скорее всего, приедут "парамедики", наспех обученные санитары, неспособные не только оказать людям адекватную медпомощь, но даже и без возможности срочно доставить их в больницу. И даже это позорище бюджет "великой европейской державы" финансировать не в состоянии — это делается за счет средств волонтеров…

Украинская мотоскорая

Новый пилотный проект организуется пока в Киеве. Его авторы преисполнены благих обещаний. Дескать, сотрудник "скорой" на гоночном мотоцикле сможет приехать к любому больному за семь-восемь минут, независимо от пробок. А сам этот мотоцикл будет представлять нечто почти футуристическое, будучи оснащенным:

  • электрокардиографом,
  • дефибриллятором,
  • аппаратами для искусственной вентиляции легких,
  • рацией,
  • сиреной,
  • GPS.

Наверное, при первом прочтении немало киевлян подумают: "Вот она, благословенная Европа, наконец-то, пришла к нам и в виде оказания неотложной помощи". И, кстати говоря, будут не так уж неправы. Потому как в большинстве стран Запада о якобы "отсталых" российских стандартах "скорой" могут только мечтать. Даже в самой богатой стране мира — США, где на вызовы выезжают максимум "парамедики", наспех обученные санитары, которых "натаскивают" на оказание первой помощи, вроде искусственного дыхания с непрямым массажем сердца.

Только ведь это всё хоть и важно, но недостаточно для спасения пациентов! Как правило, в экстренных случаях надо немедленно:

  • начинать борьбу с критическим падением кровяного давления,
  • ставить капельницы,
  • вводить гормоны,
  • массу других препаратов.

Наконец, например, большинство сердечных приступов протекают с жуткой болью, требующей применения наркотиков. Вообще, по статистике, смертность от инфаркта миокарда в первый час заболевания составляет 60% от смертности при этой болезни вообще.

Именно поэтому в годы СССР, которые ныне в Незалежной именуют "периодом советской оккупации", в крупных городах страны, не исключая Киев, появились ярко окрашенные "реанимобили" - фактически, передвижные реанимации с:

  • доктором соответствующего профиля,
  • парой фельдшеров,
  • медсестер,
  • санитаром,
  • не говоря уже о водителе.

Впрочем, и обычная "линейная" "скорая" имеет намного больше шансов довезти умирающего "инфактника" до больницы живым, чем "парамедики". Ведь что врач, что даже фельдшер знают, какие лекарства нужны таким больным, и начинают их введение прямо у его постели, продолжая и во время транспортировки.

Ну а теперь представим приезд к таким пациентам "мотоскорой". У появившегося "парамедика" нет ни набора лекарств, ни знаний и умений ими пользоваться. А остановившееся сердце далеко не всегда можно "завести" только дефибриллятором. Тогда жизнь пациента зависит лишь от массажа сердца с искусственным дыханием, пока его не доставят в реанимацию. Но этот процесс весьма трудоемкий, одному человеку больше 20 минут делать это просто физически тяжело.

Тут и опытному реаниматологу с лекарствами под рукой (иногда в местных СМИ проскальзывают заявления о намерении посадить на мотоциклы, все же, врачей) в такой ситуации останется лишь развести руками от беспомощности. Особенно если эти руки будут дрожать от управления двухколесной машиной во время экстремальной езды.

  • Да и реально ли сделать опытного байкера из уже состоявшегося опытного врача, если многие доктора сложно обучаются даже беглому набору текстов на компьютере для работы с медицинскими программами?
  • Как в одиночку набирать в шприц и вводить лекарства, если надо все время надавливать на грудную клетку умирающего, "заводя" его сердце?
  • Доставить же на мотоцикле тяжелобольного человека в лечебное учреждение вообще невозможно.

Тогда что — ждать приезда "скорой"?

А если на ней, вместо хотя бы фельдшера, тоже будут лишь парамедики-недоучки? Тогда в чем, вообще, смысл обещанного приезда за семь-восемь минут? Ведь при остановке дыхания и кровообращения "смерть мозга" обычно наступает, как правило, после пятой минуты. А после этого человека даже если удастся оживить — он будет представлять собой, как говорят медики на невеселом профессиональном жаргоне, "овощ":

  • неспособный к ходьбе,
  • самообслуживанию,
  • общению,
  • мышлению — в общем, к полноценной человеческой жизни.

Хотя, с другой стороны, министр-американка Ульяна Супрун с момента своего назначения на пост главы минздрава Украины усиленно лоббирует скорейшее принятие максимально "либерального" закона о трансплантации органов. А что способно значительно повысить базу доноров для трансплантации? Правильно — увеличение количества "условно живых" пациентов, с той самой "смертью мозга". Что и дает основания ставить вопрос об изъятии у таких людей сердца, почек и других "запчастей", могущих очень пригодиться богатеньким, но больным гражданам стран "золотого миллиарда".

Похоже, попытки пересадить "скорую" на мотоциклы на Украине продиктованы не задекларированным желанием "быстрого приезда, несмотря на пробки". Это легко решается и диспетчерами, направляющими обыкновенные "скорые". Истинной же причиной является фактор, ставший в "великой европейской державе" уже универсальным, — нет денег. Ну, не дает их МВФ иначе чем по чайной ложечке, да и то — лишь под требования драконовских сокращений бюджетных выплат. Что и пытаются решить в Киеве с помощью якобы "европейских реформ", означающих лишь одно — массовые сокращения и ухудшения работы тех или иных сфер. Собственно, именно этим и занимается в применении к украинской медицине вышеупомянутая американская пани Ульяна.

Ее "достижения" налицо — уже реально началась "реформа медицинских округов", согласно которой из нынешних около трех десятков центральных и номерных районных больниц Киевской области решено оставить в качестве "госпитальных центров" всего четыре штуки. Остальные — перевести на финансирование местных бюджетов, "богатых", как хрестоматийные церковные мыши, что означает неизбежное закрытие большинства отделений и радикальное сокращение численности медперсонала.

И перевод "скорой" с привычных врачей и фельдшеров на "парамедиков" — это тоже ее инициатива. В самом деле, чем Украина хуже США, где на машинах "Службы 911" докторов тоже не увидишь? Но там это объясняется нежеланием платить высокие американские врачебные зарплаты таким сотрудникам, а "незалежный" бюджет неспособен выплачивать даже сущие гроши пока еще наличным врачам и фельдшерам. А теперь, похоже, у Киева закончились деньги и на приличный (и привычный) санитарный транспорт, ведь описанный выше "мотопроект" собираются запустить не за государственные, а за "волонтерские" деньги.

Так что план замены врачей "скорой" на "байкеров-парамедиков" (да даже и на "врачей-мотоциклистов", хоть это и маловероятно) — это всего лишь картинка (пусть и наиболее ярко трагикомическая) процесса, происходящего в "великой европейской державе" развала всего и вся, включая и доставшуюся от СССР одну из самых совершенных в мире систем здравоохранения и оказания неотложной помощи.

Автор Юрий Носовский
Юрий Носовский — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Специалист Антоненко Дмитрий
Занимается послеоперационным ведением пациентов различной степени тяжести, владеет методикой различных видов анестезиологических пособий при больших и малых оперативных вмешательствах.
Обсудить