В России снизилось потребление алкоголя, утверждают специалисты. По данным Росстата, продажа алкоголя за девять месяцев нынешнего года в Российской Федерации по сравнению с 2015 годом сократилось на 1,6 процента. Падение затронуло практически весь ассортимент. Только сидр и медовуха выросли в объеме, что объясняется более низкими налогами на эти категории напитков.
Количество отравлений алкогольной продукцией в целом по стране сократилось на 25 процентов. Обращений за наркологической помощью после больших праздников стало меньше в три раза. Что повлияло на снижение потребления алкоголя: нехватка денег в условиях кризиса, пропаганда здорового образа жизни или что-то еще? Об этом в интервью Pravda. Ru рассказал клинический психолог, специалист по зависимостям Михаил Хорс.
— Можно ли верить цифрам? Действительно ли в России наметилась тенденция к снижению потребления алкоголя?
— Думаю, что такая тенденция существует. На протяжении трех последних лет растет количество людей, которые обращаются ко мне за помощью как к психологу, занимающемуся в том числе проблемами алкоголизма. И если раньше это были обращения исключительно на третей стадии алкогольной зависимости, характеризующейся:
то сейчас появилось очень много людей, которые, не имея еще каких-то ужасных последствий:
уже ощущают, что алкоголь — это лишнее в их жизни.
Они приходят с желанием бросить пить вообще. Они хотят знать, как преодолеть:
Это люди, обладающие определенным статусом — менеджеры, руководители компаний, владельцы небольших бизнесов, у которых есть деньги.
Ведь алкоголь — наркотик социализированный, к нему в обществе очень лояльно относятся, и поэтому те, кто бросают пить вообще, нуждаются в психологической помощи, чтобы научиться не пить и при этом оставаться в социуме. Да, считаю, это тенденция.
— Чем она обусловлена — снижением доходов населения? Или все-таки, наконец-то, удалось здравому смыслу взять верх над порочными привязанностями?
— Конечно, первое предположение не соответствует действительности.
Алкоголь — достаточно дешевый продукт, а программа лечения от алкоголизма — дорогое "удовольствие".
В действительности у людей сейчас происходит изменение самосознания, потому что алкоголь:
Мне кажется, сейчас у человека все настойчивей проявляется:
а не под воздействием каких-то сторонних авторов, и он начинает воспринимать алкоголь как вещь, которая такую свободу ограничивает.
Сегодня выпил, завтра плохо себя чувствуешь, — это ограничение. Сегодня выпил и сделал какую-то глупость, за которую завтра стыдно, — это ограничение. Человек не может на свадьбе друга плясать, веселиться без алкоголя — значит, он ограничен. Ведь свадьба — это праздник, и не нужно заливать глаза никаким психоактивным веществом для того, чтобы обрадоваться этому событию.
Все больше и больше людей начинают воспринимать алкоголь именно как ограничение, как отсутствие некой степени свободы — возможности жить без алкоголя и радоваться.
— Каков социальный портрет человека, который сам обращается к специалисту, чтобы отказаться от алкоголя?
— Ему за 35, это чаще мужчина, чем женщина. Я недешевый специалист, и этим ограничивается число клиентов определенной категории.
Если бы я работал по рыночным расценкам, приходили бы и другие люди. Но ко мне по алкогольной тематике обращаются, как правило, те, кто уже состоялся финансово, для кого две тысячи долларов — нормальная, вменяемая цена за месяц работы с психологом.
Поэтому, если говорить только о моей практике, приходят за помощью именно такие.
Женщин меньше, потому что женщинам труднее признать, что:
До сих пор женский алкоголизм был весьма порицаем обществом. Пьющая женщина — если она не просто бокальчик шампанского позволяет себе, а именно пьет — подвергается осуждению и неприятию.
И даже когда она начинает понимать, что алкоголь уже становится серьезной помехой, ей очень тяжело заставить себя признаться, что с этим надо работать.
Мужчине проще в рамках сложившегося стереотипа: мужик пьет — ну, понятно, он же мужик! Поэтому портрет такой — статистически не толерантный, опять же в силу того, что накладывает отпечаток высокая цена моих услуг.
— Можно ли говорить о том, что Россия постепенно теряет статус пьющей страны?
— Мне кажется, это очень сильно зависит от принадлежности к определенным социальным группам. Но люди, которые привыкли уважать:
они начинают все больше и больше расценивать алкоголь именно как удар по этим возможностям и по себе самому.
Раньше большинство людей воспринимало алкоголь как проводник в состояние эйфории, где легко быть:
А сегодня, посмотрите, появляется все больше фитнес-центров в Москве. Сейчас у каждой станции метро три-четыре таких точки здоровья. То есть все чаще и чаще люди идут получать удовольствие от жизни именно в тренажерный зал, а не в ближайший бар. И эта тенденция очень ярко прослеживается.
Читайте также: