Какое место занимает стресс в нашей жизни? Как отличить стресс от плохого настроения? Действительно ли от стресса можно избавиться лишь с помощью специалистов, или же человек в состоянии сам снять напряжение? На эти вопросы Pravda.Ru ответил врач, психолог, генеральный директор Центра защиты от стресса, автор уникального метода "Ключ" Хасай Алиев.
— Поясните, что такое стресс? Каковы признаки стресса, от которого надо избавляться как можно быстрее?
— Стресс — это состояние перенапряжения нервной системы, то есть когда человек не может думать о том, о чем он хочет думать, а ему все время лезет в голову какая-то негативная идея. При этом у него возникает ожидание негативного исхода ситуации. Вот это стресс. То есть идет ребенок сдавать экзамен, и мама ему сказала, и папа: "У тебя все будет хорошо". Он пытается себе говорить: "У меня все будет хорошо", - хочет думать о хорошем, а в это время в голову лезут идеи, что он получит "двойку". И он никак от этого избавиться не может. Это у него стрессовое напряжение.
Конечно, людям надо научиться регулировать свое напряжение, потому что когда человек умеет регулировать напряжение, он может снять перенапряжение, он может выйти на нормальное состояние, то есть на состояние творца, состояние творчества. Если мир вам кажется серым, а люди сплошь с недостатками, значит, в этот момент вы не творите. Это уже ближе к сниженному настроению, к депрессии. Хотя здесь нужно сказать, что плохое настроение — это бытовая фаза депрессии. А есть медицинский термин "депрессия", и люди часто путают, говорят: "У меня депрессия", - имея в виду плохое настроение.
— Можно часто услышать, что время сейчас сложное, очень много информации, интернет, реклама, все что-то навязывают, на работе напряжение, так как уволить могут в любой момент. Действительно ли мы живем в повышенное стрессовое время?
— У нас же Центр защиты от стресса, и мы постоянно связаны именно с такими ситуациями, когда надо выводить людей из острого стресса, а вторая часть нашей работы — готовить к стрессовым ситуациям, это уже повышение стрессоустойчивости, превентивная работа, профилактическая. Мы готовим военных, испытателей в Международную космическую программу, чтобы они, полтора года находясь в этой изоляции, могли бы сохранять свое нормальное рабочее состояние и у них не было стрессов. Это уже превентивное повышение стрессоустойчивости, что, собственно говоря, сегодня нужно каждому, чтобы он не попадал в стресс.
Но первая часть — это, конечно, разбор различных случаев, когда люди уже находятся в стрессе, потому что их никогда никто не учил стрессоустойчивости и они вот сейчас попадают в ситуацию неопределенности завтрашнего дня. Эта неопределенность мобилизует их ресурсы, потому что человек в условиях неопределенности, как солдат на фронте, готов ко всему. И поэтому для человека легко эта неопределенность переходит в стрессовое напряжение.
— С другой стороны, это состояние готовности ко всему ведь можно использовать во благо, чтобы оно перешло не в стресс, а в конструктивное что-то, разве нет?
— Конечно. Третья часть нашей работы — это как раз-таки учить людей превращать напряжение стресса, энергию стресса во благо для себя, как трамплин для достижения ранее недостижимых целей.
— Сейчас многие психологи, психотерапевты говорят: "Сами вы из стресса не выйдете, мы с вами будем работать, это займет, допустим, восемь или десять сеансов, но обещать ничего не можем". А есть ли на самом деле какая-то методика в мире, которой можно один раз овладеть и дальше применять уже по жизни без посторонней помощи?
— Конечно, можно было бы научиться, если бы этому учили. Мы провели большую работу, мы в своем активе имеем колоссальнейший опыт, когда мы обучали военный персонал перед входом в атомоход "Курск", перед его подъемом, мы научись работать с людьми после терактов в Кизляре, в Каспийске, в Минводах, в Беслане, в Москве. Мы же там первые проводили восстановление людей из острого стресса, потому что обычно психологи работают в плане разговорной речи: "Ты об этом не думай, а думай об этом". А когда человеку плохо, не говорят: "Ты не думай о плохом, надо думать о хорошем".
В этом же вся и проблема. Если тебе плохо, ты не можешь думать о хорошем, поэтому надо научить человека простейшим действиям, простейшим упражнениям, которые позволяют ему быстро сбросить перенапряжение.
Мы применяем методику "Ключ", мы ее создали в 1981 году, еще в Центре подготовки космонавтов, для того чтобы космонавты могли преодолевать перегрузку, адаптироваться в космическом полете в условиях невесомости. Оказывается, это не сложно, если знать как. И вот эта методика для моделирования состояния невесомости оказалась применимой для вызывания у себя чувства облегчения, чувства сброса перенапряжения в различных условиях. Сейчас мы обучаем военных, спортсменов.
Теперь мы опыт накопили и сделали предложение министерству образования ввести в школе на каком-либо уроке элементы разгрузки. Допустим, две-три минуты на уроке дети будут делать любые повторяемые движения. Например, есть такое упражнение у нас в синхрогимнастике, которое называется "хлест руками по спине". К примеру, так бывает, когда человек с вышки в воду прыгает. Он думает о том, как он будет прыгать, у него возникает напряжение, и лишнее он сбрасывает.
Так вот, оказывается, что не имеет значения, в воду он собирается прыгать или на экзамене отвечать. Ожидание того, что будет, вызывает напряжение, происходит мобилизация, а лишнее он сбрасывает. Так, размышляя о какой-то проблеме, вы обычно ходите туда-сюда по комнате, качаете ногой, постукиваете пальцами, покачиваетесь телом. То есть вы то же самое делаете — сопровождаете действием процесс каких-то размышлений, когда напряжение высокое, когда вы хотите решить какую-то интеллектуальную проблему: как переговоры провести, как выйти к начальнику, как с подругой помириться, как с мамой поговорить. Стал человек еще больше напрягаться — стал чаще ходить, то есть он совершает синхронные своему состоянию, повторяемые действия.
— Почему именно повторяемые движения?
— Потому что в движении полная определенность, а в мозге неопределенность. А как быть? У него происходит мощная мобилизация ресурсов, она может перекрыть мыслительный процесс, заблокировать, и человек окажется в ситуации зависания, как компьютер. Тогда он эту неопределенность, которая вызвала резкий скачок напряжения, компенсирует полной определенностью и сидит, постукивает пальцами или голову чешет. Это легло в основу новой синхрогимнастики. Синхро — это значит, согласованность действий текущему состоянию. Это просто, но на это ушло 35 лет.
— Но почему стресс не снимается от того, что человек инстинктивно чешет голову, постукивает пальцами, ходит? Что сделать обычному человеку, чтобы метод "Ключ" заработал?
— Эти движения не во время стресса надо делать. Во время стресса, на улице, человек это делать не сможет, и не надо. Надо дома у себя делать. Если человек занимается физкультурой, это не значит, что он перед начальником делает физкультуру. Но мы знаем, что если человек занимается физкультурой, допустим, каждый день бегает пять-десять минут легким бегом, то он перед начальником чувствует себя свободнее, у него снимаются нервно-мышечные зажимы, он чувствует себя более полнокровным, энергичным. Мы это знаем, поэтому мы рекомендуем физкультуру.
Я обучал синхрогимнастике в Нижнем Новгороде после пожара, который там был, 8,5 тысячи социальных работников. Я задавал им вопрос: "Скажите, пожалуйста, кто из вас занимается физкультурой?" Ну, 10-15 человек из группы 120 человек занимаются физкультурой. Я спрашиваю: "А чем вы занимаетесь?" Один говорит мне: "Я люблю бегать", - а другой говорит: "Я люблю плавать". Я спрашиваю: "А почему ты любишь бегать?" А он говорит: "Я как в реку войду, у меня напряжение все спадает, ноги несут сами", - а другой говорит: "Я как в ритм войду, у меня напряжение все спадает, ноги несут сами".
Так вот, метод заключается в том, чтобы подобрать каждому свое. Там есть критерии, как подобрать для себя именно те повторяемые действия, которые тебе полностью соответствуют. Причем надо именно те, в которых легче входишь в ритм. Поэтому один плавает, другой бегает, третий играет на барабане. Мы даем на занятиях критерии и говорим, вот тебе 20-30 примеров, перебирая их за полчаса, ты найдешь свои действия.
— Если для разных людей подходят разные движения, значит, и стресс люди испытывают по-разному?
— Для одного стресс будет оцепенением, другой будет бегать туда-сюда по комнате. Вообще, всей стране сегодня нужно научиться регулировать свое нервное напряжение, потому что если кто-то этого делать не умеее, он все равно его регулирует инстинктивно: либо таблетки пьет, либо водку пьет, либо что еще. А формула счастья, на самом деле, изумительно проста. Хорошо, когда человек занимается именно своим любимым делом, если есть полное соответствие духовным и материальным потребностям, если действие совпадает с состоянием, а ему за это еще и деньги платят. Но если человек не может работать на любимом поприще, это сложно, у него напряжение растет. А если он еще и не высыпается, то напряжение еще выше.
Беседовала Лейла Мамедова
К публикации подготовила Мария Сныткова