Вирус Зика впервые был обнаружен в 1947 году у макак в Уганде. Свое название лихорадка получила благодаря лесу Зика, где обитали зараженные животные.
У человека этот вирус обнаружили в 1952 году в Уганде, Танзании и в 1954 году в Нигерии. Долгое время лихорадку Зика выявляли у человека крайне редко. Однако в 2007 году вспышка заболевания произошла в Микронезии и Полинезии.
В 2015 году эпидемия вируса Зика охватила всю Латинскую и Северную Америку за исключением Чили и Канады. Только в Бразилии этой лихорадкой переболели около полутора миллионов человек. Точное количество заразившихся вирусом подсчитать было невозможно — не все переболевшие обращались ко врачам. Кстати, завезен в Бразилию он был в рамках спортивного мероприятия — чемпионата по гребле на каноэ в 2014 году. После этого меньше чем за год в стране родилось более четырех тысяч детей с микроцефалией.
Когда ученые впервые столкнулись с вирусом Зика, — а это было в 1947 году, — они довольно быстро выявили переносчиков заразы: москитов.
Казалось бы, стоит всего лишь произвести дезинфекцию мест обитания переносчика, и можно купировать проблему. Не тут-то было — внезапно выяснилось, что вирус распространяется половым путем.
"Ничего себе", — сказали эпидемиологи и продолжили еще более усиленно заниматься вирусом. Тем временем некоторые несознательные граждане уже стали сравнивать его с "новой Эболой", а Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) вообще объявила в связи со вспышкой лихорадки Зика чрезвычайную ситуацию для стран Латинской Америки, назвав ее "угрозой мирового масштаба".
Основную опасность вирус представляет для беременных женщин.
Дети у рожениц, пораженных вирусом, рождаются с микроцефалией. Предположения были подтверждены американским Центром контроля заболеваний.
Однако, как выяснилось, микроцефалия является не единственной опасностью. Согласно Scientific American, вирус может привести к таким неприятным вещам, как рождение детей с:
Проблема также оказалась в том, что далеко не каждая зараженная роженица имеет специфические для вируса симптомы: появление красных пятен характерного вида и размера. В то же время в этом же исследовании описано, что заражение вирусом на поздних стадиях беременности не влечет рождения детей с нарушениями.
Это было сочтено "хорошей новостью" на фоне того, что вакцины против вируса нет.
В июле 2016 года в штате Юта произошел странный инцидент, впервые вирус был передан не москитом и не половым путем. Пациент не путешествовал в Латинскую Америку или в те страны Африки, для которых вирус является эндемиком. Москитов-переносчиков в Юте так же не обнаружено. Сексуальные контакты с зараженными вирусом пациентами у заразившегося отсутствовали.
Пациент каким-то образом подхватил болезнь у старика, который был болен вирусом и умер на тот момент при не вполне выясненных обстоятельствах. Причем гибель этого пожилого человека — второй смертельный случай в США от Зика или от причин, им спровоцированных. Общее у обоих заразившихся только одно — необычайно высокая концентрация вируса в крови.
Все это довольно пугающе, тем более, что о самом вирусе мы и так знаем не особо много.
К примеру, вот как выяснилась возможность передачи вируса половым путем. Брайан Фой, эпидемиолог, поехал в Сенегал в 2008 году изучать малярию и привез оттуда странную и необычную лихорадку. А потом заболела жена Брайана.
Никакие тесты ничего не показали. Оно и понятно — никому даже в голову не приходило тестироваться на предмет заражения вирусом Зика. И тут Фою улыбнулась удача: он вышел на внука первого исследователя вируса. И вот тогда-то и было обнаружено, что Фой болен, а вирус может передаваться половым путем (совместная статья на эту тему вышла в 2011 году).
Однако сам случай вызвал, первоначально, весьма скептическую реакцию:
Тем не менее, открытие наличия вируса Зика в сперме и несколько новых случаев подтвердили выдвинутое предположение. Так что теперь Центр контроля заболеваний стал рекомендовать использовать презервативы, чтобы пресечь передачу вируса.
В случае заражения в Юте рассматривается возможность заражения посредством слюны.
Исследования этого необычного случая продолжаются до сих пор. Как и в случае с Эболой, именно смерти жителей более богатых стран будут провоцировать более серьезный и быстрый ответ на заболевание.
Впрочем, никогда не стоит преувеличивать любовь властей развитых стран к собственному населению. Скажем, в США запрашиваемые администрацией Обамы 1,9 миллиарда долларов на изучение вируса, разработку вакцины против него, превентивные меры по купированию его распространения столкнулись с необходимостью проводить политическую кампанию по выбору будущего президента США, попытками республиканцев утопить конкурента и т. д. Впрочем, "конкурент" действовал ровно тем же образом.
Тут оба игрока были равны — здоровье население оказалось заложником политических игр. С одной стороны, Конгресс резко уменьшил ассигнования на борьбу с вирусом — до 1,1 миллиарда долларов. С другой стороны, у администрации Обамы нашлись деньги на финансирование программ ООН по борьбе с глобальным потеплением.
Президент выделил на нее 0,5 миллиарда (из имеющихся 80 миллиардов долларов резервов). Не много, но эко-скептиков, а также часть республиканцев и демократов это привело в недоумение. Получается, у правительства нет денег на "мировую угрозу", непосредственно стоящую перед страной, а на какую-то ООН есть?!
Прошедший, можно сказать, "с боями", закон о немедленном ассигновании застрял в Сенате, где голосование заблокировало его: При необходимости в 60 голосов: сторонники закона набрали только 52, а 48 высказались "против".
В чем же дело?
Все просто, республиканцы отредактировали закон таким образом, чтобы недостающие для финансирования средства брались из программы "планирования семьи" и клиник для рожениц. Тут против моментально выступили феминистки, которые заявили, что так как вирус наносит удар по роженицам, это какое-то издевательство — сокращать финансирование именно тех программ, которые помогают роженицам выходить ребенка и вообще предоставляют им гарантированные медуслуги.
Со своей стороны, республиканцы заявили, что демократы взяли в заложники больных, и из-за своих "узких интересов" (политических, каких же еще) решили обрушить необходимый закон.
"Какая сволочь, они играют жизнями больных", — буквально тут же стали возмущаться право-консервативные издания. Проблема заключается в том, что и демократы, и республиканцы во время дебатов в Сенате меняли стороны, явно пытаясь обеспечить свои политические дивиденды при решении этой проблемы.
Обамакраты пытались задавить республиканцев и выглядеть хотя бы немного озабоченными проблемами общества (почему и было сорвано соглашение, которое вроде бы было уже на мази).
Республиканцы же решили нанести удар по наиболее знаковым медпрограммам демократов, стремясь утопить в грязи администрацию нынешнего президента или хотя бы нанести максимальный имиджевый урон. В битве за пост президента все пригодится, включая голоса консервативного и неопределившегося электората…
А в это время глава Центра контроля заболеваний говорил о том, что вирус Зика стремительно распространяется по Пуэро-Рико и имеет все шансы не менее стремительно пройтись по всему США.
Но все это ерунда, по сравнению с политической борьбой за пост "смотрящего от монополий". Тут можно даже пожертвовать некоторыми "относительно равными" жизнями.
Читайте также: