Наиболее актуальными проблемами российского здравоохранения наши соотечественники считают низкое качество медицинских услуг и недостаточный уровень подготовки врачей. Таковы результаты опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ).
Социологи в исследовании ссылаются на данные компании "Медиалогия", которая отмечает, что тема "Здравоохранение" упоминалась в российских СМИ за год 790586 раз. Самые заметные темы:
а также проведение реформы здравоохранения и митинги против реформы.
Далее в исследовании речь идет о, скажем так, отношениях россиян и системы здравоохранения. Большинство наших сограждан (60 процентов) в случае заболевания прежде всего обращаются за помощью в государственные поликлиники.
О своих правах по полису обязательного медицинского страхования известно большинству респондентов. Участники опроса, в частности, отмечали, что наличие полиса дает возможность получить:
(эти пункты отметили по 71 проценту участников опроса), а также консультации узких специалистов (57 процентов).
Наиболее актуальными проблемами, по мнению наших соотечественников, являются:
Реже всего участники опроса жалуются на неэффективную работу страховых компаний, участвующих в системе ОМС - об этом заявили девять процентов участников опроса.
Стоит заметить, что 38 процентов опрошенных в случае болезни не обращаются в госполиклинику — свое нежелание они чаще всего объясняют:
а также тем, что не считают свои болезни серьезным поводом пойти к врачу (16 процентов).
Правда, это вовсе не значит, что эти 38 процентов обращаются к услугам платной медицины. О том, что делают так, заявили только восемь процентов опрошенных. Самолечением занимают 25 процентов участников опроса.
Чаще всего государственные поликлиник посещают пожилые люди — что, в общем, неудивительно. А вот среди молодежи популярно самолечение.
Повальное увлечение народной медициной оказалось мифом:
обращаются лишь один процент россиян.
Больше оказалось тех, кто вообще не предпринимает никаких действий при заболевании — таковых набралось четыре процента.
В исследовании также есть такое понятие, как индекс доступности медицинской помощи.
Чем выше его значение, тем чаще наши сограждане обращаются в больницы и поликлиники. Индекс строился на основе вопроса: "Что Вы делаете, когда заболеваете?".
Рассчитывался как разница суммы ответов:
и ответов:
Индекс измеряется в пунктах и может принимать значение от -100 до 100.
Стоит заметить, что в текущем году это значение равно 38 пунктам. Для сравнения данные за несколько предыдущих лет:
2014 | 22 |
2013 | 16 |
2012 | 23 |
2009 | 20 |
2006 | 18 |
"Правда.Ру" неоднократно обращала внимание на проблемы в отечественном здравоохранении. Например, в прошлом году в российских поликлиниках стала внедрятся такая новация — оптимизация времени на прием больных.
Например, терапевт теперь должен отводить на одного пациента 10 минут. У врачей общей практики пока остаются нормативы еще советских времен — 12 минут на пациента. Ну, а педиатрам на прием больного ребенка отводится по семь минут.
Конечно, можно напомнить о другой составной части данной проблемы. Десятилетиями врачи изображали выполнение "функции врачебной должности" исключительно на бумаге.
Когда на прием приходит десяток человек, а чтобы получить хорошую зарплату, надо потратить время как на 30 пациентов. Отсюда и возникали получасовые приемы. Хотя это, конечно, не ответ на вопрос относительно семи минут для педиатра…
Еще одно новшество, которое критиковали — укрупнение медучреждений, в рамках которого сокращались небольшие больницы.
"Структурная перестройка здравоохранения связана с тем, чтобы максимально использовать те возможности, которые есть у здравоохранения, чтобы сократить расходы на неэффективные структуры.
Избыточное финансирование неэффективно. Это если смотреть с позиции финансиста. А вот если смотреть с позиций роженицы, которая вынуждена добираться до роддома после наступления схваток 300 км, то это, конечно абсурд.
Дело в том, что доступность медицинской помощи — это тоже критерий эффективности. Очевидно, что сокращение учреждений никак не способствует доступности. Мне кажется, что задача здравоохранения — не экономия средств, а:
обеспечение населения доступным и качественными медицинскими услугами", — отмечал ранее в беседе с корреспондентом "Правды.Ру" председатель комитета Госдумы по охране здоровья Сергей Калашников.
Читайте также: