Недавно в Олимпийском парке Сочи прошел чемпионат России по триатлону. Этот вид спорта включает три дисциплины: плавание, велогонку и бег по шоссе. Об особенностях этого вида спорта, подготовке триатлетов-профессионалов и о шансах наших спортсменов на международных соревнованиях в прямом эфире видеоканала Pravda.Ru рассказал двукратный чемпион Европы по триатлону Иван Васильев.
— Кто твой самый главный соперник?
— Да я сам, наверное. Надо бороться с собой.
— А как ты борешься с собой? Есть какие-то свои мантры, амулеты, мульки или что-то еще?
— Да нет, мантр и амулетов нету, а просто тренировки. Надо следить:
Просто надо делать свою работу, и все.
— Команда врачей как-то этому помогает?
— Да, безусловно. В сборной команде России, в которой я готовлюсь, есть:
Каждый делает свою работу, и я потихонечку-потихонечку восстанавливаюсь, набираю силы.
— Каким образом проводится подготовка сборной к стартам? Вы вместе тренируетесь или каждый сам по себе?
— К чемпионату России подготовка была совместная. В основном сборы проходили на Кипре в зимнее время. Потом ближе к чемпионату ребят немного распустили как бы на домашнюю подготовку. А всю предсезонку были на Кипре, готовились вместе. Тренировки как у всех: утром встал, позавтракал и вперед.
— Сколько тренировок в день? Твой обычный день из чего состоит?
— В зависимости от дня, от циклов подготовки:
то есть четыре. Встал в восемь, позавтракал и выехал на велосипедную тренировку, покатался в среднем километров шестьдесят, потом поплавал четыре километра, вечером — бег и зал.
— То есть каждый день тренировки по разным видам спорта?
— В основном да. Когда идет разгрузочный день, то меньше. Или бывает, что идут два вида с интенсивными нагрузками, тогда тренировка по третьему виду уже будет лишней:
Либо бывает три свободных и зал, либо одна нормальная, две средних и зал. По-разному, у нас пятидневный цикл тренировочный.
Триатлон — один вид спорта из трех, и с точки зрения грамотной подготовки должен быть тренер по триатлону, который определяет общую концепцию. И по видам спорта тоже в идеале хорошо иметь тренеров, которые подсказывают по механике, по технике, корректируют задания, наполняют их.
Но общее видение, общее наполнение процесса и направленность каждой конкретной тренировки должен исследовать тренер по триатлону. Иначе получится как в той басне "Лебедь, рак и щука", каждый тренер будет тянуть свой вид, а потом будет говорить:
"Вот, видите, он же у меня проплыл (или пробежал) хорошо. Я свое дело сделал, а вы там сплоховали".
Наша задача не мериться каждым видом в отдельности, а показывать комплексный результат в триатлоне. Поэтому только так.
— У тебя недавно была травма. Как ты так быстро восстановился и вернулся в сборную?
— Да, была травма тазобедренного сустава. Была операция в Германии, артроскопия, потом три месяца реабилитации. В конце января я вернулся на сборы и начал подготовку. Уже был первый старт в Японии, где я показал для себя довольно-таки неплохое время.
Конечно, сначала было очень сложно. Даже не ожидал, что после некоторого перерыва мне будет так тяжело возвращаться.
Начал кататься с девочками, бегал полушагом-полубегом. На плавании если 300-400 метров, то уже надо было останавливаться и подышать. Но, в принципе, организм адаптирован, вся система построена, я слежу, за мной следят. Главное:
Маленькими шагами, тут главное - не спешить.
— Но ты знал, что вернешься в большой спорт после травмы? Мысли заняться чем-то другим даже не возникали?
— Мыслей было много, не знал, вернусь - не вернусь.
Это же всегда так: сегодня бегаем, завтра — раз, и уже не бегаем. Это навевает всякие мысли. Стопроцентной уверенности такой не было, но, слава Богу, все хорошо. Спасибо многим людям, которые мне помогли и до сих пор помогают.
— Какая у тебя любимая дисциплина в триатлоне?
— Все это спрашивают, а я не знаю. Триатлон — у меня любимая дисциплина. Я начинал как пловец, выполнил мастера спорта, но с 11 лет я выступаю в триатлоне.
— То есть ты в 11 лет уже бегал, плавал и крутил педали. Сколько лет тебе понадобилось тренироваться, чтобы попасть в сборную?
— Нисколько, я сразу попал в сборную. Пришел и выиграл все первые старты. Да, мы сразу выиграли чемпионат Европы по юношам. Просто детей не берут в сборную, но как только пришло время, я был в сборной.
— Какая у тебя высшая цель?
— Как у всех спортсменов — медаль Олимпиады. Сборная нацелена, все нацелены, вся команда, мы работаем все вместе.
— А дальше чем будешь заниматься?
— Ну, жизнь не закончится. Всем подряд, ведь триатлон — это очень много занятий. Сейчас он набирает популярность, много любителей. Я уже занимаюсь тренерской деятельностью. У меня шесть-семь спортсменов, не любители, а профессионалы, которых я веду. Также у нас есть:
Поэтому много планов на будущее, есть чем заняться.
— Как ты оцениваешь состояние российского триатлона, сборной?
— У нас довольно-таки дружный коллектив, есть цель, к которой мы идем все вместе, хорошие специалисты, я думаю у нас все должно получиться. Пора уже России завоевать медали на Олимпиаде.
— Откуда ты берешь мотивацию?
— Я сам — мотивация. Просто когда делаешь любимое дело, тебя никто не будет пинать, заставлять. Сам встал, самому интересно.
— А как триатлеты отдыхают?
— Да мы и не напрягается:
В самолете отдыхаем, когда едем на соревнования на другой конец света, потом назад — тоже отдыхаем.
— Алкоголь, ночной образ жизни?
— Можно все совмещать, только у кого какие цели. У меня:
поэтому особо не привлекают ночные гуляния.
А что алкоголь? Алкоголь в разумных пределах никому не вредит.
Читайте также:
"Занятия бегом - это вызов обыденности"
ГТО подготовит и к войне, и к мирной жизни
Станет ли Москва велосипедной?