Недавно стало известно, что в Москве запускается программа подготовки семейных врачей. В рамках данной программы планируется обучить 2,3 тысячи докторов — преимущественно из числа участковых терапевтов. Чем же традиционный участковый терапевт отличается от семейного врача? Давайте разберемся в этом непростом медицинском вопросе.
Руководитель московского здравоохранения Леонид Печатников вполне правильно определил эту разницу следующим образом:
"семейный врач — это компетентный терапевт, имеющий навыки ряда узких специалистов".
Под последними же подразумевается в первую очередь:
Хотя, конечно же, врачу общей практики надо знать и основы:
Вокруг этого начинания уже завязалась дискуссия. Сторонники нововведения считают, что новация повысит качество лечения.
Относительно этого мнения можно достаточно уверенно сказать — оно абсолютно необоснованно.
"Врач общей практики" — это в плане медицинской науки возврат где-то так к началу 19 века в лучшем случае. Потому что уже к середине этого столетия даже терапия стала бурно разделяться на подразделы, специализирующиеся в которых ученые двигали науку вперед гораздо быстрее, чем раньше.
Другое дело, что в рамках "рыночной экономики", скажем, небольшой городок — где бы он не находился — в Европе ли, в России — не мог прокормить целую поликлинику узких специалистов. А потому местным докторам приходилось быть мастерами на все руки.
В России настоящая революция в этой сфере наступила лишь после революции, когда нарком здравоохранения СССР Семашко организовал по-прежнему уникальную даже для большинства развитых западных стран систему общедоступной поликлинической помощи. Когда любой больной мог обратиться напрямую сразу к глазному врачу, гинекологу, хирургу и так далее.
Хотя даже сейчас на "благословенном Западе" пациенту доступен лишь его "семейный врач". А уж этот врач решает — лечить ли больного самому (что происходит в 95 процентах случаев) или отправить его к "узкому" специалисту.
Причем ждать приема последнего приходится очень долго.
В Израиле, например, очереди к невропатологу достигают 100 дней. А в Англии треть больных раком умирает только из-за того, что консультации квалифицированного онколога и операции приходится ждать до 8 месяцев — к концу которых опухоль достигает той стадии, когда вмешательство может лишь чуть отсрочить фатальный исход.
Сама подготовка врачей подразумевает изучение ими в мединститутах первые три курса теоретических дисциплин, затем начинается изучение предметов клинических. Той самой:
Заметим, обучение "узким" специальностям идет с 4-го по 6-й курс.
Но и после этого получившего диплом молодого специалиста к больным все равно не допускали! Как минимум до нынешнего года — когда выпускникам разрешили сразу работать в больницах по "широким" специальностям — терапии, педиатрии. А ЛОР-врачи, офтальмологи, хирурги и раньше, и сейчас все равно обязаны пройти минимум два года последипломной подготовки.
Между тем, "врач общей практики", по замыслу организаторов здравоохранения, должен будет иметь знания даже не по одной, а по нескольким "узким" специальностям всего лишь через полгода курсов специализации.
Понятно, что такие знания будут очень поверхностными, а сам такой "специалист" по уровню квалификации будет сравним с обычным фельдшером. Во всяком случае, именно в "узких специализациях" — знания терапии, конечно же, у такого доктора никто не отнимет.
Конечно, немалую часть работы своих коллег-специалистов он выполнять сможет. Но отнюдь не так квалифицированно, как они. Ведь опыта у "врача общей практики" все равно будет меньше, чем у "узкого" доктора.
Например, если на протяжении многих лет лечить только зрение, то многие болезни начинаешь распознавать "с закрытыми глазами". А если экс-терапевт, произведенный в "семейного врача", будет видеть один конъюктивит хорошо, если за день, а не раз в месяц — немудрено когда-нибудь пропустить под его "маской" увеит или иридоциклит, без немедленного начала серьезного лечения чреватого потерей зрения.
Вообще, в современном мире уже не осталось "просто инженеров" или даже "просто учителей". За исключением разве что педагогов начальных классов — уже с 4-го класса детишек учат "предметники", специализирующиеся по:
Хотя, казалось бы, это ж только школьники, а не студенты.
Единственное, где может помочь институт семейных врачей — это ситуации, когда доступ к "узким" специалистам затруднен. То ли в сельской местности, из-за всегдашнего дефицита кадров, то ли из-за такого же дефицита — но в городских поликлиниках.
Тогда уж, как говорится, "на безрыбье — и рак рыба", лучше уж получить рецепт на очки или промыть "пробку" в ухе у "врача общей практики", чем ждать несколько дней приема у:
А то и ехать к ним в другую поликлинику.
В принципе, что принесет введение в Москве и России института семейных врачей, покажет лишь время.
Если эта категория докторов будут развиваться вместе с наличной системой узкоспециализированной врачебной помощи — вреда от нее не будет, а польза — очень даже. Но вот если начнутся попытки развивать "общих докторов" вместо имеющихся гинекологов, хирургов, дерматологов, "как на Западе", — тогда надо будет бить тревогу.
И добиваться хотя бы права выбора — как в той же Франции. Где обладатель обычной, "бюджетной" медстраховки может обратиться к "узкому" специалисту лишь после соответствующего направления, данного своим "семейным врачом". А имеющие страховку более дорогую пользуются услугами специалистов напрямую, как в СССР или современной России.
В общем, будем следить за развитием ситуации и делать выводы.
Читайте также:
Новая медицина: раздеться за 60 секунд