Интернет буквально гудит от сообщения о том, что московское правительство будет сокращать 28 медучреждений, включая 15 больниц. Также будет сокращено семь тысяч врачей. Многие уже увидели в этом угрозу здравоохранению столицы. Но так ли это на самом деле? И что стоит за медицинской реформой столичных властей? В вопросе разбиралась Pravda. Ru.
"Правительство Москвы будет сокращать 28 медучреждений, включая:
— такие сенсационные сообщения ныне гуляют по изданиям. Общий же вывод делается чаще всего в духе "все пропало" — дескать, у власти нет денег, вот и покушаются на святое, здоровье москвичей. Еще нередко с плохо скрытой иронией прибавляют — это все из-за указа президента о повышении зарплаты докторов до двойной от уровня занятых в экономике. Финансы-то на это благое начинание брать неоткуда — вот и выкручиваются чиновники, как могут.
На самом деле, большая часть вышеприведенных тезисов — миф. Самый главный из которых это предположение о том, что в России можно "сократить врачей" — в смысле выгнать их, бедных, на биржу труда.
Пока что такой вариант не просматривается в принципе, ведь при наличных 597 тысячах врачей в российском здравоохранении насчитывается 208 тысяч вакансий. То есть, около 27 процентов — и цифра эта увеличивается из года в год.
Главная причина — низкие зарплаты в отрасли, что никак не ориентируют окончившую медвузы молодежь одевать белый халат в количестве больше 22 процентов от общего числа выпускников.
Следующий миф — о "снижении финансирования" здравоохранения Москвы. На самом деле, это финансирование запланировано на 2015 год:
Просто постепенно меняется структура этого финансирования:
Но как же все-таки насчет сокращения 7 тысяч врачей? Да, в наиболее сейчас обсуждаемом плане московского правительства речь, действительно, идет о приблизительно такой цифре.
Только сокращать будут не врачей, а должности. Потому что в силу огромного количества вакансий все желающие без труда смогут найти себе работу.
Собственно, в большинстве случаев она им и так предлагается — с бесплатным прохождением курсов переквалификации. Просто не очень многие хотят пользоваться этой возможностью, но об этом чуть позже.
А вакансий в столичном здравоохранении море. Вот данные, обнародованные председателем правления Ассоциации медицинских обществ по качеству медицинской помощи и медицинского образования (АСМОК) Гузель Улумбековой. Дефицит в московских поликлиниках:
Всего, кстати, и получается 6600 должностей — почти столько же, сколько, возможно, будет сокращено в стационарах. Но ведь есть еще и вакансии более узких специалистов в поликлиниках…
А пока при указанном ужасающем дефиците врачей первичного звена рядовые москвичи и терпят не менее ужасающие трудности при обращении к ним.
Весной, по данным Гузель Улумбековой, длительность ожидания приема к участковому терапевту для жителей столицы доходила до 3-4 дней, для педиатра — до 4-5 дней.
А как иначе — если на фоне переизбытка врачебных кадров в стационарах "плотность" последних в поликлиниках составляла втрое меньше, чем по остальной России.
Конкретно — в Москве на 10 тысяч москвичей приходится всего 4 участковых, по России — 12. Причем педиатров среди участковых в Москве еще меньше, чем терапевтов.
У кого-то еще остались вопросы, почему на прием детского врача выделяется всего 7 минут, на терапевта — 10? Просто, в противном случае, ждать приема больным придется до недели — что считается ЧП по нормам:
Допустим, в Англии треть пациентов, больных опухолями, гибнут из-за того, что не могут дождаться очереди на прием к онкологу до 8 месяцев - при таком упущении драгоценного времени их болезнь входит в уже малооперабельную стадию. Но то — контингент достаточно:
В столице же России возникла угроза ситуации, когда самые обычные хвори из-за многодневных задержек визита к врачу могут вылиться в опасные осложнения. Ну, или людям придется обращаться в частную медицину.
С другой стороны, средний показатель количества коек:
Но не стоит забывать, что там учитываются все койки и для всего. В частности — для пациентов "медицинского туризма".
А вот "сверхплановые" койки в России чаще всего используются для "социальных нужд". Когда родственникам не хочется отдавать своих стариков в "дома престарелых", их с удовольствием устраивают в больницы, врачи которых делают вид, что их интенсивно "лечат".
Хотя в подавляющем большинстве случаев для хронических и пожилых больных вполне хватило бы:
При котором не нужно:
По оценке вице-премьера правительства Москвы, доля таких "социальных" больных в московских больницах доходит до 30 процентов. И лишние койки планируют сократить. Равно как и часть наличных больниц — путем слияния с более крупными.
Да, в ходе этого процесса неизбежно будут обиженные. Ну не хочется врачам стационаров в поликлиники уходить — левые доходы совсем не те.
Но есть такое понятие — "общественная необходимость". На Западе, например, медицинское общество, проводящее экзамены на допуск к врачебной деятельности, перво-наперво интересуется у кандидата — где и кем он собирается работать.
Если там, где есть вакансии, — экзамен он:
А если там, где он хочет практиковать, таких специалистов, как он, много, тогда сдавать пресловутый экзамен ему придется "до второго пришествия". Пока доктор не поймет, что от него ожидают:
в выборе места работы.
Так что не стоит раздувать панику по поводу "гибели московской медицины". Ее реформами, которые являются именно оптимизацией, а не урезанием, как раз спасают — вместе со здоровьем жителей столицы.
В рамках объективного общемирового процесса переноса центра тяжести со стационарного на амбулаторное лечение для пациентов, которые без многодневного лежания в больницах могут спокойно обойтись.
Читайте также:
Новая медицина: раздеться за 60 секунд
Правительство модернизирует здравоохранение Крыма и Севастополя
Адрес страницы с ошибкой:
Текст с ошибкой:
Ваш комментарий: