У россиян появятся электронные медицинские карты

Диагнозы россиян будут храниться в одном месте

Московские поликлиники полным ходом переходят на электронный документооборот. "Электронные карточки" заведены уже на всех без исключения пациентов. Впрочем нововведение коснется не только жителей столицы — минздрав планирует распространить эту систему на всю страну в самые ближайшие годы. Однако у новшества уже появились кое-какие недостатки.

Понятно, что нововведение не дань моде, оно позволит:

  • значительно улучшить процесс общения врача с пациентом
  • и лечение последнего. 

К примеру, ныне доктор тратит на записи в медицинской карточке больного в среднем 5,5 минут из 12, отведенных на прием одного страждущего согласно минздравовским нормативам. Если сократить этот показатель, освободится время на:

  • опрос
  • осмотр
  • дачу рекомендаций.

Кроме того, значительно упростится доступ к самим карточкам. Их уже не нужно будет носить по этажам:

  • сотрудникам регистратуры
  • или медсестрам

из кабинета в кабинет. А чаще всего — самим больным, что, вообще-то, не приветствуется.

Теперь заретбовать данные пациента можно будет хоть из другого конца города, а то и страны — по интернету. Ведь они будут храниться централизованно: в нескольких крупных медицинских серверах.

Немаловажный момент — электронная выписка рецептов. В настоящее время на их оформление тратится тоже немалое время, если не врача, то помогающей медсестры.

Теперь же доктору достаточно будет лишь нажать на подсвеченное название формализованного рецепта того или иного препарата, и он окажется записанным в медкарту. А кроме того, данные об этом появятся и в аптеках, куда больной сможет обратиться за лекарством без всякой бумажки.

Читайте также: Россияне дорого заплатят за свое здоровье

А уж насколько упростится процесс написания тех же выписок из амбулаторной карты — даже сложно себе представить. Указанный документ требуется, например, при:

  • оформлении группы инвалидности
  • для продления отпуска гражданину другой страны и т.д.
Диагнозы россиян будут храниться в одном месте. Диагнозы россиян будут храниться в одном месте
Теперь заретбовать данные пациента можно будет хоть из другого конца города, а то и страны — по интернету

И писать эту бумагу от руки, мягко говоря, ну очень долго — особенно, когда под дверью кабинета уже образовалась очередь из пока еще не требующих инвалидности пациентов.

Кстати, и минимально знакомые с премудростями интернета больные тоже могут упростить свою жизнь — например, увидев в своем "личной кабинете" результаты сделанных анализов, без необходимости личной явки в больницу. Правда, результаты эти надо ж еще интерпретировать, что без медицинских знаний весьма сложно, но удобство есть удобство.

В общем, плюсы перевода документооборота на "электронику" однозначно существуют. Но есть и минусы, или, во всяком случае, пока еще не совсем понятные моменты.

Минусы электронных карточек

Начнем с самой процедуры заполнения электронной карточки. Конечно, тем, кто читает эту статью, регулярно общается в социальных сетях, такой вопрос вызовет лишь недоумение.

Но ведь средний возраст российских врачей — далеко за 40 лет, причем самые пожилые и опытные из них часто "не дружат" не то, что с беглым набором текстов, но даже с компьютером вообще.

Частично из ситуации можно выйти с помощью "формализованных" записей. Когда доктору не обязательно нащелкивать всю запись на клавиатуре, а просто выбрать "мышкой" доступные варианты. Например: "Живот — мягкий, напряжен, доскообразный; безболезненный, болезненный; в правом, левом подреберье…" — и тому подобное. Однако:

  • жалобы
  • и историю заболевания (анамнез)

как правило, все же приходится писать своими словами. И не искушенным в премудростях беглого компьютерного набора людям в белых халатах "электронная карточка" принесет больше потери времени, чем его выигрыша.

Диагнозы россиян будут храниться в одном месте. электронная регистратура
Баланс защищенности и доступности электронных карточек вызывает много вопросов

Сейчас апробируются системы распознавания голоса — вроде бы с точностью до 94 процентов произнесенных слов. С одной стороны, хорошо. Но с другой, не все, что записывается в карточке, можно говорить при пациенте.

В лучшем случае, он напуганным голосом станет уточнять, "а что такое симптом Пастернацкого". В худшем — заинтересуется, что означают многочисленные синонимы на врачебном "сленге" подозрения на диагноз опухоли.

Еще один момент — баланс защищенности и доступности электронных карточек. Минздрав обещает, что защита информации будет на высшем уровне. Правда, такие обещание дают все ведомства и учреждения — жаль только, вездесущие хакеры об этом не знают.

И хорошо, если только делают конфиденциальные данные общедоступными, а то ведь последние могут быть и просто уничтожены. И как потом тому же пациенту, оформляющему инвалидность в первый раз, доказать, что он страдает своей болезнью много лет без эффекта от лечения, а не обратился с ней впервые, а потому должен еще лечиться и лечиться, прежде чем идти на бюро МСЭ? Впрочем будем надеяться, что хакерское сообщество посчитает ниже своего достоинства издеваться над больными людьми.

Читайте также: Реформа медицины добьет наследие СССР

Тут ведь даже дело не в том, что эти данные могут прочитать немало посторонних людей.

В конце концов, ответственность за разглашение медицинской тайны, хоть больше и символическая, в УК существует. Да и в обычную "бумажную" медкарту тоже может заглянуть едва ли не любой человек в белом халате.

Но заглянуть — это одно, а сделать в ней запись — другое. Старая русская пословица не зря говорит: "Что написано пером — не вырубишь топором". Но это если писать на бумаге. Действительно, при условии прошивания медкарты, нумерации ее страниц, вырвать нежелательную по каким то причинам запись (например, о приступе алкогольной эпилепсии у кандидата на водительские права) как минимум очень трудно. Да и сделать "нужную" запись задним числом — тоже, почерк-то у каждого врача свой, и нужное место между чужими записями не всегда можно найти.

А вот в электронном файле почерк -шрифт электронный, одинаковый для всех. И кто бы (и когда) не вносил в этот файл изменения — может так и остаться тайной. Дело ж даже не в авторизации доступа.

Войти в систему может, скажем, хороший знакомый пациенту терапевт, написав свою запись про обращение с ОРЗ, а заодно подправить чужую запись хоть и двухлетней давности (или сделать от чужого имени новую, нужную), если об этом доктора хорошо попросят. Если не самому, то с помощью привлеченного хакера.

Одним словом, с введением электронного документобоорота могут возникнуть большие проблемы с проведением экспертиз — не только:

  • медицинских
  • но и судебно-криминалистических.

Например, при определении степени нанесенного ущерба здоровью потерпевшему — от чего зависит и степень наказания виновника.

Читайте также: "Тришкин кафтан" российской медицины

Будем надеяться, что вышеприведенные негативные моменты уже учтены при организации введения "электронных карточек" — просто не о всех защитных мерах можно говорить вслух. Но в целом, инициатива минздрава идти в ногу с прогрессом заслуживает только одобрения.

 

Автор Юрий Носовский
Юрий Носовский — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Специалист Гончарова Маргарита
Специализируется на психодиагностике и консультировании по поводу психических расстройств и расстройств поведения, связанных с употреблением психоактивных веществ, аффективных расстройств, невротических расстройств
Обсудить