В последнее время в России и странах ЕС резко возросло количество поддельных лекарств, попадающих в аптечную сеть. По данным ВОЗ, около 42 процентов контрафактной продукции приходится на антибиотики, до 18 процентов — на психотропные вещества. Много фальшивок обнаружено среди БАДов и лечебной косметики.
Около 80% "липы" удается изъять до поступления в продажу, но остальные все же доходят до покупателя. Выявить подделки довольно сложно, поскольку для этого необходимо время и дорогостоящее лабораторное оборудование.
В "двойниках" зачастую содержатся те же вещества, что и в оригинале, и даже в тех же количествах. Правда, где и у кого производитель закупал это сырье, остается загадкой. Иногда в состав пиратских лекарств входят безвредные ингредиенты-"пустышки" (мел, вода и т. п.).
Теоретически употребление плацебо, безопасно. Но все же… а если при сердечном приступе вместо спасительного нитроглицерина принять пустышку? Можно умереть от инфаркта. А если на смену "цивилизованному" контрафакту придут ядовитые препараты?
Читайте по теме: Не пейте таблетки горстями
Жертвами подделок становятся не только потребители, но и сами фармацевтические предприятия, по доходу и репутации которых наносится сильный удар. Постоянные потери прибыли впоследствии ставят под сомнение возможность предприятия вести дорогостоящие исследования и разрабатывать новые препараты.
Кустарная подделка лекарств — довольно опасное и затруднительное занятие, которое к тому же, обходится мошенникам на 20-30% дороже, чем изготовление фальшивок на крупных фабриках. Исходя из этого, в Минздраве уверены: большая часть подделок производится на оборудовании крупных фармкомбинатов, скорее всего, в нерабочее время.
Себестоимость пиратских лекарств выходит та же, что и у оригинального препарата, но издержки всеми силами снижают. Например, за счет закупки дешевых ингредиентов неизвестного происхождения.
Сегодня продавать фальсифицированные препараты официально запрещено. На международных конференциях уже неоднократно обсуждались возможные меры в связи с наплывом некачественных лекарств из Индии, Китая и… России. Однако эти призывы не возымели должного эффекта, так как в законодательстве для мошенников все же остается множество лазеек.
Например, к партии поддельных лекарств можно приложить сертификат соответствия от оригинального препарата. Мелкие посредники легко идут на это: подделки стоят гораздо дешевле, на них можно сделать больше прибыли. В большинстве случаев перед такой возможностью меркнет даже страх понести уголовную ответственность.
В связи с этим многие специалисты считают действенной мерой ужесточение наказания распространителей контрафакта. К ним предлагают применять санкции вплоть до лишения права работать в фармакологическом секторе. Однако ни одного серьезного судебного разбирательства по делу фальсификаторов пока не проводилось.