В последние дни одной из ведущих тем в средствах массовой информации стала трагедия, произошедшая в Бельгии — авария, в которую попал туристический автобус, перевозивший в том числе и российских граждан. Погибло трое россиян: двое взрослых и ребенок. Непосредственные виновники ДТП, оба водителя, не смогут ответить перед законом — они погибли.
Однако, так ли уж велика вина "тружеников баранки"?
По предварительным данным, водитель туристического автобуса непосредственно перед аварией не контролировал ситуацию — тормозной путь у автобуса отсутствовал.
Такое бывает, если человек:
В пользу первой версии свидетельствует и то, что польская транспортная компания, которой принадлежал туристический автобус, уже неоднократно получала замечания от контролеров за:
своих работников. В частности, такие замечания получал и персонально водитель, находившийся в тот день за рулем разбившегося автобуса.
Впрочем, появилась и вторая версия — относительно якобы случившегося у водителя сердечного приступа. Это, в общем, тоже не снимает вины с транспортной компании: инфаркты на ровном месте не случаются.
Медицинский контроль, который обязан проходить каждый водитель перед выездом на маршрут, должен был показать изменения в состоянии его здоровья. Но, согласимся, такая причина звучит как-то мягче — дескать, что поделаешь, сердце схватило на боевом посту, непредвиденный несчастный случай, человеческий фактор.
Вообще, ДТП с тяжелыми последствиями из-за отключения сознания водителя, увы, нередки. Ведь к такому исходу могут привести самые разные причины.
В прошлом году, например, в Черниговской области перевернулся автобус с российскими паломниками, направлявшимися в Почаевскую Лавру на Тернопольщине. Причина — водитель заснул за рулем.
Читайте также: В океанах свирепствует "человеческий фактор"
К потере сознания человека за рулем может привести:
Между тем, кроме последнего диагноза, все вышеперечисленные заболевания не являются причиной, чтобы запретить выдачу медицинской справки для получения водительских прав. Конечно, при остром радикулите или инсульте никто такую справку не выдаст, да и сам претендент вряд ли придет. Но вот при обычных:
получить права очень даже возможно. Во всяком случае — любителям, ездят ведь даже инвалиды.
Профессионалы за рулем страдают от многих вышеперечисленных болезней именно в силу специфики своей работы:
приводят к патологии позвоночника. При такой позе у человека:
способные в случае отрыва закупорить сосуды сердца или мозга, вызвав:
Только реальной возможности обеспечить действенную профилактику всех вышеуказанных осложнений все равно нет.
Бесспорно, можно обеспечить хотя бы водителей, работающих на перевозке людей, медицинскими комиссиями с жесткими требованиями, как того требуют ведомственные инструкции.
С серьезной диспансеризацией по несколько раз в год и отбраковыванием при малейших признаках нарушения здоровья. Существует же жесткий медицинский контроль у пилотов самолетов.
Но автобусов в десятки тысяч раз больше, чем самолетов. При существующей нехватке водителей для общественного транспорта, это может привести к параличу:
перевозок. К тому же ситуация на дорогах определяется уровнем водительского профессионализма, который, по логике, повышается с возрастом.
Если же место умудренных, но не всегда стопроцентно здоровых мастеров займет неопытная молодежь без хворей — дорожный травматизм только возрастет.
Впрочем, нельзя сказать, что общество абсолютно бессильно против проблемы "отключки за рулем". Для этого следовало бы пересмотреть:
Необходимость в этом очевидна, водителей максимум, что на грузовой фуре, что на автобусе — всего двое. Но экипаж грузовиков обычно ночует в придорожных гостиницах. Автобусы же дальнего следования нередко едут днем и ночью, для экономии как времени пассажиров — так и их кошелька, в плане гостиничных расходов.
Право, летчикам все же намного легче. И рейс у них продолжается максимум несколько часов, и автопилот на подхвате есть, и командира экипажа постоянно страхует второй пилот. В автобусах же второй водитель:
не имея возможности перехватить управление немедленно, как только человеку за рулем станет плохо…
Читайте также: Наказание пьяному за рулем — публичная порка
В последнее время появляется и немало технических новинок, позволяющих контролировать состояние водителей.
Есть датчики, срабатывающие, если водитель начинает реже мигать веками — первый признак надвигающегося сна, другие реагируют на наклон головы вперед, отклонение положения тела, ослабление хвата за руль.
Но компактный прибор, позволяющий дистанционно записывать и анализировать биотоки мозга для электроэнцефалограммы, графики которой единственно могут достоверно предсказать приближение сна, такой прибор пока только предстоит создать.
Абсолютной гарантии безопасности пассажиров при езде на дальние расстояния, да еще в посменно-круглосуточном режиме для водителей, не существует в принципе. Но и страшные аварии, как в Бельгии или на Черниговщине, случаются достаточно редко, что придает оптимизма нам, пассажирам.