Кладбища, надгробия, похороны связаны для нас с печальным событием — смертью. Не исключением являются и крематории — места, где тела умерших быстро превращаются в прах. Но, оказывается, сии заведения, предоставляющие последние услуги мертвым, могут не лучшим образом влиять на здоровье живых. Во всяком случае, в этом уверены власти столицы Украины.
Во всяком случае, именно из такого утверждения исходила Киевская природоохранная прокуратура, на днях решившая оштрафовать местный крематорий за "нанесение ущерба окружающей среде". С соответствующим иском она обратилась в хозяйственный суд столицы Украины.
Впрочем, сама по себе сумма штрафа (45 тысяч гривен — около 5,5 тысячи долларов) вряд ли сможет напугать не то, что коммунальное предприятие, за спиной которого стоит городская администрация, но и просто прилично зарабатывающего киевлянина.
Даже "заложить" эти деньги в стоимость услуг, то с учетом того, что в прошлом году здесь прошло сожжение почти 10 тысяч тел умерших, увеличение базисной стоимости этой скорбной услуги (50-60 долларов) составит всего 55 центов. Этого не заметит даже самый бережливый клиент. Другое дело, что правоохранители намекают на возможность возбуждения уголовного дела — а это уже куда более серьезно.
Читайте также: Вечную память сохранят в интернете
Правда, официальная причина для столь строгих мер звучит несколько абсурдно. Дескать, киевский крематорий осуществляет выбросы загрязняющих веществ в атмосферу без разрешения Управления охраны окружающей природной среды.
Разрешение же это было отозвано у предприятия в феврале текущего года. То есть, по этой логике, загрязнение воздуха "производственными выбросами" от сжигания трупов преступлением не было бы, если бы на то была санкция природоохранных структур. А вот если санкцию отозвали — тогда нарушителям можно и решеткой пригрозить. И не за загрязнение, а за непослушание.
На самом деле, определенный вред природе крематории действительно наносят. В первую очередь — это загрязнения воздуха парами ртути из зубных пломб усопших.
Право, не станешь же требовать от безутешных родственников вырывать изо рта любимого человека зубы с пломбами во имя экологических стандартов! Тем не менее, по некоторым оценкам, именно сжигание тел дает 9 процентов ртутного загрязнения атмосферы.
Кроме того, из труб крематориев выделяются:
помимо прочего, оказывающие канцерогенное действие. И в некоторых странах, например, Швеции, под эгидой "зеленых" разворачивается целое движение под лозунгом "Не мешай своей смертью жить оставшимся!".
А ученые усиленно разрабатывают инновационные способы "утилизации" покойников — например, их лиофилизацию — глубокую заморозку с дальнейшей сушкой в вакууме и выдачей родным для погребения измельченного"порошка" из оставшихся минеральных веществ. Тоже самое, что и при сжигании — но без вредных выбросов в атмосферу.
Но такие технологии пока что не сильно распространены и на Западе. Между тем, украинские реалии предопределяют все большую популярность кремации среди населения. Дело даже не в том, что она обходится намного дешевле, чем традиционное погребение. Просто хоронить на переполненных городских кладбищах становится все более проблематично.
А вот захоронить рядышком с обычной могилой урну с прахом новопреставленного технически намного легче. Лучше всего это иллюстрирует бесстрастная статистика — за 2011 год из 19 253 умерших киевлян были кремированы почти 10 тысяч.
И вот теперь из-за позиции прокуроров востребованная "последняя услуга" оказалась под реальной угрозой. Что же может стоять за внезапно проснувшейся активностью профессиональных защитников окружающей среды? Только ли искренняя озабоченность "зелеными" идеалами?
На самом деле, способствовать такому решению могли куда более приземленные факторы. Например, ни для кого не секрет, что ритуальные услуги в крупных городах — это прибыльный бизнес, который нередко в сердцах именуют "кладбищенской мафией".
Погребение же путем кремации, с точки зрения этого бизнеса — классический демпинг, подрывающий цены и доходы его воротил. Понятное дело, что вслух о такой цели, как "прижать конкурентов", никто не говорит — "борьба за экологию" звучит куда более пафосно.
Заметим, что в украинской столице на территории заброшенного завода со времен обретения независимости было разлито целое озеро — 120 тонн — металлической ртути. Но ни у властей, ни у прокуроров годами руки не доходили до ликвидации "ртутного Чернобыля".
Ну, а как загрязняют воздух четырехколесные изделия советского еще автопрома, поменять которые на современные авто большинство владельцев не может, просто потому, что нет денег — лучше не думать. Чем-то такой подход напоминает евангельское выражение "Процеживаете комара — поедаете верблюда".
Еще один возможный подтекст. Единственный крематорий Киева находится практически на территории Байкового кладбища — самого "аристократического" в столице Украины. До недавнего времени его окружали пустыри — но киевская землица, да еще в самом центре города, ох как дорога.
Между тем, согласно санитарным нормам, вокруг места кремации должна быть санитарная зона радиусом в 1 километр. Стоимость подобного суперучастка ныне — не миллионы, а миллиарды долларов. Что ж, это весомая причина обратить "праведный гнев" на "крематорий преткновения", мешающий разработке клондайка земельных угодий.
Читайте также: Криоцентр требует мозг покойного через суд
В принципе, можно было бы вспомнить и о негативном отношении к кремированию покойников традиционных религий:
Ведь, в отличие от индуистов или буддистов, они не считают тело "темницей для души", но ожидают его восстановления Богом после Конца Времен. Потому осознанное уничтожение плоти считается у них едва ли не богохульством.
Впрочем, украинские конфессии предпочитают не заострять внимание на этих акцентах своих вероучений, входя в бедственное положение большинства своих членов. Впрочем, если кремация станет недоступной, вышеуказанные религиозные мотивы могут стать утешением верующим.
Ну, а пока одна из самых востребованных услуг в столице Украины оказалась в подвешенном состоянии. Трагикомизм ситуации мог бы вызвать улыбку — если бы дело не касалось столь деликатного предмета, как проводы усопших в последний путь.
Читайте также: