Представьте, что страшный диагноз, воспринимавшийся как не подлежащий обжалованию приговор, оказывается всего лишь одним из вариантов на жизненном пути, который вполне может быть изменен к лучшему. Человек со стороны скажет — чудо. А тот, кто занимается этой работой каждый день, знает, что стоит за каждым таким чудом. Вот уже более 10 лет в центре "Одухотворение" работают с теми, от кого отказались и врачи, и учителя, вынеся приговор — неизлечимые, необучаемые. Можно сказать, что инвалидов здесь учат танцевать танго и ча-ча-ча, что само по себе уже удивительно. Но по большому счету дело вовсе не в танцах.
Глядя на Таню Байкову — стройную, изящную девушку, легко повторяющую самые сложные танцевальные па, невозможно представить, что когда-то она в течение семи лет не выходила из дома. В 18 лет ей поставили страшный диагноз — сахарный диабет третьей степени. Врачи запретили любую физическую нагрузку — могли отказать ноги. Да и у нее самой сил хватало только на то, чтобы дойти от дома до поликлиники.
Но однажды друзья уговорили ее прийти на урок бальных танцев для людей с ограниченными возможностями. "Сначала я 10 минут повторяла движения, потом полчаса отдыхала. После занятий три дня почти не вставала с постели", — вспоминает Таня. Но постепенно перерывы на отдых становились все короче. И однажды она поняла, что может полчаса гулять по парку, не уставая. Для девушки, которая провела семь лет своей жизни практически в заточении в четырех стенах, это была не просто победа, это была новая жизнь.
Сегодня она — один из руководителей студии бального танца в центре "Одухотворение": ведет занятия, выступает на концертах. Болезнь, конечно, не ушла совсем, но тяжелая степень сменилась на среднюю. Врачи только руками разводят — чудеса да и только. А для нее чудо, что она может поехать в гости к подруге на дачу и вообще вести нормальную жизнь.
Читайте также: Профессия соцработник с английской подачи
К идее заниматься с инвалидами бальными танцами Леонид Тарасов, создатель центра "Одухотворение", пришел случайно. Хотя, наверное, ничего случайного в жизни нет. Просто обстоятельства в его жизни однажды сложились определенным образом. Его школьный друг получил инвалидность первой степени из-за болезни крови и много месяцев проводил в больнице. А Леонид старался его навещать как можно чаще. "Я видел, как ему тяжело — даже не из-за болезни, а из-за отчуждения между ним и всем окружающим миром", — вспоминает он.
Государство относится к инвалидам как к неполноценным, ущербным людям, предпочитая откупаться от них социальными пособиями и оставляя доживать отпущенный срок практически в изоляции. "Сегодня каждый десятый человек на планете имеет ограничения по здоровью той или иной степени тяжести. Но значит ли это, что всех их можно просто списать в утиль как балласт? Мы много говорили с другом на эту тему, что общество должно изменить свое отношение к таким людям. И однажды он сказал мне — сколько можно говорить, нужно что-то делать самому. А поскольку я когда-то профессионально занимался бальными танцами, возникла идея обучать этому инвалидов", — вспоминает Леонид.
Сегодня, когда речь заходит об инвалидах, большинство сразу представляет людей, которые вынуждены передвигаться в колясках. О них действительно больше говорят те же власти, отчитываясь об успехах в реализации в программы "Доступная среда" — сколько пандусов сделано, сколько новых автобусов со специальными подъемниками для инвалидных колясок вышли на линии. Но "колясочники" — это только часть огромной армии тех, кто имеет те или иные ограничения по здоровью. Об инвалидности по причине сахарного диабета уже говорилось.
Читайте также: Соцпомощь для гигантов: проблемы роста
А есть еще сердечники, люди с нарушением опорно-двигательного аппарата, проблемами в умственном развитии — той же болезнью Дауна, да мало ли всяческих диагнозов, ведущих к инвалидности. В отличие от "колясочников" они могут сами передвигаться, но чаще все равно сидят в четырех стенах. Просто некуда идти. Нет не только доступной среды, а вообще той, где бы их не отвергали."В школьном возрасте они еще чем-то заняты — родители пытаются дать им хоть какое-то образование. А потом неизбежно встает вопрос: что дальше? И ответа на него нет.
А ведь по самым скромным подсчетам в нашей стране примерно пять миллионов людей от 14 до 35 лет имеют ту или иную степень инвалидности. И чаще всего они остаются со своей проблемой один на один. Без работы, без дружеского участия и интереса к жизни им остается одно — духовная смерть", — говорит Леонид.Неожиданно выяснилось, что обучение инвалидов бальным танцам имеет мощный реабилитационный эффект.
Вроде бы все просто: учат ритмично двигаться под музыку, слушать счет, взаимодействовать в паре и в ансамбле. А в результате происходят вещи, которые иначе, как чудесами с точки зрения профессиональной медицины, не назовешь. Когда ребенок с ярлыком "глубокая умственная отсталость" и "необучаемость", которого родители боялись не то что одного отпустить на занятия, но даже дома оставить на несколько минут, вдруг сам без посторонней помощи едет в общественном транспорте, идет в магазин или разогревает еду.
Читайте также: Литургии для инвалидов "излечат" фарисейство
Танцы оказываются всего лишь поводом — разбудить в человеческой душе мотивацию жить дальше, двигаться вперед, несмотря ни на что. "Они приходят к нам такие закомплексованные и очень грустные. А потом учатся красиво двигаться, перестают стесняться самих себя, заводят друзей. Каждое занятие для них — еще одна ступенька вверх",- рассказывает Таня Байкова. Недавно на фестивале для ребят с ограниченными возможностями их группа заняла призовые места в четырех номинациях: это и вальс, и танго, и латино.
Впрочем, одними танцами дело не ограничивается. Вот уже несколько лет подряд после новогодних праздников, а также летом центр "Одухотворение" вывозит несколько десятков семей, где есть дети-инвалиды, на неделю в подмосковный пансионат. Участие родителей здесь самое важное. Потому что вместе с занятиями для детей, в пансионате проходят специальные тренинги для их пап и мам. "Наша задача — создать родительское сообщество, — говорит Инна Тарасова, заместитель директора центра "Одухотворение", — Часто семьи, где ребенок имеет группу инвалидности, занимают потребительскую позицию: нам все должны.
А мы пытаемся объяснить, что если самому не предпринимать никаких усилий, будет только хуже. Да, государство может обеспечить некий материальный уровень, но оно никогда не заменит друзей и единомышленников". Простой пример: если у ребенка-инвалида заболела мама, для семьи это катастрофа. Но если рядом есть другие мамы, которые могут привезти продукты, приготовить еду, убрать в квартире, значит, никто не останется брошенным.
Такое сообщество родителей на базе центра уже есть: еженедельно они проводят занятия в семейном клубе, где, например, учат детей с ограниченными возможностями самым элементарным и необходимым жизненным навыкам: приготовить себе бутерброд, сходить в магазин за продуктами.Конечно, такие центры не могут существовать без помощи государства: здесь все занятия проходят бесплатно и большинство его работников — волонтеры.
Несколько лет подряд центр выигрывает гранты благотворительного фонда помощи детям в сложной жизненной ситуации Минздрава. На эти деньги пошили костюмы для бальных танцев, выезд в пансионат — тоже за счет этих средств. Но главная проблема в том, что сегодня центр уже не может вместить всех желающих: люди приезжают на занятия со всей Москвы, кто-то даже из области.
Помещения — вообще больная тема для подобных благотворительных организаций. Конкурировать с коммерческими фирмами за льготную аренду они не в состоянии, а муниципальные помещения, как правило, заняты. Центру "Одухотворение" еще повезло — их пустили на площадку научно-методического центра воспитательной работе в Новогиреево: директор оказалась единомышленником. Но больше 50 человек — именно столько ходит к ним сегодня — они принять уже не в состоянии.Наверное, тут мог бы помочь крупный бизнес. Но он чаще отказывает.
Как говорит Инна Тарасова — объяснение такое: нужен яркий проект, который привлечет внимание СМИ. Ребята работают над таким проектом: хотят организовать городской бал молодежи, куда наравне с обычными студентами пришли бы и их воспитанники с ограниченными возможностями. Думаю, они могли бы многих там поразить.
Читайте самое интересное в рубрике "Общество"