Сегодня, 21 октября, в Государственной Думе второе чтение законопроекта "Об основах охраны здоровья граждан РФ". В нем запланировано немало неожиданных новшеств: в частности, предлагается легализовать суррогатное материнство, переведя его на коммерческую основу. Также разрешается детское донорство — трансплантация органов.
Родителей ждет еще один сюрприз: им будет запрещено влиять на здоровье ребенка по достижении им 15 лет. С этого возраста медицинская история подростка станет врачебной тайной, закрытой для родителей. Представители общественности, собравшиеся накануне на "круглом столе", заявили о коммерческой и коррупционной направленности законопроекта.
В последнее время тема суррогатного материнства то и дело оказывается в зоне внимания общества. Об этом снимают фильмы, пишут книги. Причем истории там зачастую преподносятся в определенном ключе: суррогатная мать становится своего рода "последней соломинкой" для несчастной супружеской пары, мечтающей о ребенке, но по каким-то причинам не имеющей возможности "завести" его естественным путем.
В России суррогатное материнство официально не разрешено — оно лишь упоминается в приказе Минздрава как один из способов решения проблемы бесплодия. Но одновременно оно и не запрещено, то есть не является правонарушением. Так что рынок подобных услуг существует как бы полулегально, тем более, что спрос есть.
Ну, а Министерство здравоохранения и соцразвития, видимо, решило пойти навстречу "пожеланиям заказчиков" и поставить суррогатное материнство на поток. В новом законопроекте разрешается официальное коммерческое использование этого нетрадиционного средства от бесплодия.
Прежде, чем порадоваться за государство, которое, наверняка, соберет немало налогов с этого рынка, проясним некоторые детали. Правда. Ру уже писала о том, что в Комитете министров Советы Европы готовится к рассмотрению проект закона, уточняющий права детей и родителей. Так вот, там тоже немалое внимание уделяется легализации суррогатного материнства. По мысли разработчиков закона, оно должно помочь уравнять в правах как биологических родителей, так и тех, кто берет ребенка на воспитание.
Читайте также: Минздрав не дает оперировать на сердце
В первую очередь, речь идет о правах гомосексуальных пар, которые с помощью суррогатных матерей смогут решить свою главную проблему — воспроизводство потомства. Но этот документ еще только готовится к рассмотрению. А в случае его принятия будет носить рекомендательный характер для государств — членов Совета Европы.
Между тем российский Минздрав сработал на опережение и хочет узаконить эту норму уже в ближайшее время. У сторонников суррогатного материнства есть, казалось бы, беспроигрышный аргумент — помощь женщинам, страдающим бесплодием.
Действительно, в России около 17 процентов супружеских пар испытывают те или иные трудности с рождением ребенка. Но, как заявляет Галина Масленникова, специалист по психогенному бесплодию, "диагноз "бесплодие" — это ложь. Если у женщины есть матка, значит, у нее есть шанс родить ребенка естественным путем". Много лет Галина Масленникова помогает таким парам, проводя специальные семинары, куда в год приходят до трех тысяч человек. 80 процентов из них впоследствии самостоятельно рожают детей.
Но есть и другой важный момент, помимо решения проблем бесплодных пар (кстати, если судьба упорно "не дает" детей, может, стоит воспринять это как некий жизненный урок и усыновить ребенка из детского дома?). Речь идет о серьезных рисках при использовании искусственного оплодотворения как для матери, так и для ребенка.
По словам врача-гинеколога Александра Новицкого, риск смертельного исхода для матери может доходить до 75 процентов. Причина — мощнейшее гормональное стимулирование организма для успешного приживления эмбриона. Но гормональная стимуляция также оказывает негативное воздействие на ядро клеток зародыша. Именно по этой причине большинство детей, зачатых искусственным образом, рождаются с серьезными пороками развития."
Такие дети испытывают большие трудности:
Часто у них обнаруживаются признаки аутизма", — говорит Галина Масленникова. И тут причина не только в гормональном воздействии, но и в психике ребенка, которого девять месяцев носила женщина, всеми силами души старающаяся не привязаться к нему и не полюбить.
Читайте также: Абортами и "детскими фермами" по демографии
Как выразилась Галина Масленникова, "ребенок, которого вынашивали без любви, будет душевным инвалидом". И ее же слова о "производстве чудовищ" не кажутся таким уж эмоциональным преувеличением.
Впрочем, и сами суррогатные матери расплачиваются за свой "труд" психическим и физическим здоровьем. Неслучайно подобная "услуга" официально запрещена во многих европейских странах:
Но тех людей, в интересах которых принимаются подобные законы, вряд ли волнуют такого рода проблемы. Это в первую очередь очень большой рынок. Фермы для суррогатных матерей уже существуют в:
где процент бедного населения весьма высок. Похоже, скоро к ним присоединится и Россия. У которой к тому же есть конкурентное "преимущество": европейская внешность местных жителей.
Уже известны расценки — до 20 тысяч долларов за возможность стать суррогатной матерью. Можно не сомневаться, что от желающих заработать таким образом не будет отбоя.
Правда, законопроект Минздрава не учитывает один существенный нюанс: по законам РФ, законной матерью ребенка считается именно та женщина, которая его родила. Неслучайно сегодня есть немало фактов, когда суды отказываются легализовать детей, рожденных от суррогатных матерей. И приемные родители не могут официально оформить детей как собственных, несмотря на все заплаченные суммы. Официальная легализация суррогатного материнства приведет к еще большему числу такого рода конфликтов и проблем.
Читайте также: Прощальный подарок — суррогатные внуки
Еще один спорный момент в законопроекте — разрешение на использование детских органов для трансплантологии. Причем даже "индивидуальным предпринимателям"!
Правда, есть оговорка насчет посмертного использования. Но чего она стоит в стране, где имеются десятки тысяч:
"Многие страны отказались от подобной практики именно из-за невозможности справиться с коррупционными рисками", — говорит Ольга Леткова, юрист сообщества родительских комитетов.
Родителей ждет в законопроекте еще один неприятный сюрприз. Им будет отказано в праве контролировать здоровье своих детей, когда они достигнут возраста 15 лет. С этого момента его медицинская карта становится врачебной тайной для родителей.
Так что ранняя беременность, а как следствие и аборты, не говоря уж о заболеваниях, передающихся половым путем — все это будет закрыто от родителей. Они также не смогут давать согласие на те или иные врачебные действия с ребенком.
Есть в документе и другие сомнительные новшества:
Отказ в реанимации лицам, имеющим смертельное заболевание, даже если причина их состояния не связана с диагнозом — например, сердечный приступ у онкологического больного.
Читайте также: "Чёрные хирурги" резали доноров "с их согласия"
Самое интересное, как все эти положения дошли до второго чтения, не вызвав ни малейшего сопротивления (вспомним хотя бы, как бились за поправки к закону об образовании, а тут речь вообще о жизни и смерти). Впрочем, сопротивление есть — в основном среди родительских комитетов и сообществ.
15 октября на своем форуме они приняли обращение к президенту России — остановить опасный законопроект, направленный на разрушение традиционных семейных ценностей. Комитет по здравоохранению Госдумы, впрочем, об этом не в курсе и заявляет, что документ был согласован с общественностью.
Спешка с принятием подобного документа, вызывающего столько вопросов (по словам Ольги Летковой, в Думу были отправлены десятки тысяч писем с поправками в этот законопроект, но никакой реакции не последовало), наводит на определенные мысли. Как заявил директор Института демографических исследований Игорь Белобородов, речь явно может идти о коммерческой и коррупционной составляющей. Станет ли Россия очередной фермой для суррогатных матерей?
Читайте также: