В Британии инвалид отстаивает право на смерть через суд

Британец через суд требует себе смерти

Британский суд в настоящее время рассматривает громкое дело — 55-летний парализованный мужчина отстаивает право на смерть. Покончить с собой инвалид не в состоянии, а врача, который облегчит муки британца, отправят за решетку. Долгое время врачи, юристы и священники не могут решить: имеет ли человек право расстаться с жизнью, если она невыносима?

Тони Никлинсон стал полностью парализованным шесть лет назад после инсульта. Мужчина не может говорить и двигаться. Он только моргает и немного шевелит головой. Единственная связь с миром и возможность общаться — специальный компьютер, благодаря которому мужчина может смотреть телевизор, читать, пользоваться интернетом.

Три года назад британец заявил о своем намерении уйти из жизни, однако осуществить это не так просто. Покончить с собой мужчина попросту не может, а того, кто захочет ему в этом помочь, ждет пожизненный срок. "Меня такое качество жизни не устраивает. Я понимаю, что для кого-то, может быть, достаточно того, что, например, у него двигаются только глаза. Что ж, удачи ему! Но люди должны понимать, что все мы разные, и лично для меня этого слишком мало", — зачитывает текст, набранный на компьютере мужем, Джейн Никлинсон.

"Мы добиваемся, чтобы врача, который сделает Тони инъекцию, не судили за убийство. Мы исходим из того, что страдания Тони чрезмерны. И он должен обладать таким же правом, как любой дееспособный человек в нашей стране: решить для себя, когда он хочет уйти из жизни", — цитируют адвоката Никлинсона Сэймо Чахала "Вести.ру".

"Если нам не пойдут навстречу, у Тони останется лишь один способ — убить себя голодом, а это ужасно и для него, и для всех нас", — подчеркивает супруга инвалида Джейн Никлинсон. Она и вся его семья поддерживают желание Тони покончить с собой. "Если бы вы знали, каким он был до этого инсульта. Жизнерадостный, душа компании. Много работал, играл в регби, и такое состояние, как сейчас, для него просто ад", — говорит Джейн Никлинсон. На вопрос, готова ли она потерять любимого мужа именно таким образом, она отвечает: "Наверное, да".

Читайте также: Швейцария отвергла запрет на добровольную смерть

Случай Тони, хоть и редкий, конечно, не единственный. Достаточно вспомнить Джека Кеворкяна, который известен миру под прозвищем Доктор Смерть. Кеворкян в 1989 году сконструировал и построил "машину самоубийства" — мерситрон, которая подавала смертельную дозу анальгетиков и токсичных препаратов в кровь больного, для пациентов, не способных покончить с собой иными способами. Четвертого июня 1990 года, используя мерситрон, с собой покончил первый пациент, страдавший болезнью Альцгеймера. В общей сложности за 1990-1999 годы мерситроном воспользовалось более 130 человек.

В 1991 году Кеворкян был лишен лицензии на занятия медицинской практикой, а затем подвергся судебному преследованию. В 1999 году бывший врач был приговорен к 25-летнему тюремному сроку за убийство неизлечимого больного синдромом Луи Гехрига. В июне 2007 года после восьми лет тюрьмы он был отпущен на свободу в связи с плохим состоянием здоровья и хорошим поведением.

Вопрос эвтаназии вечный и столь же острый, сколь и актуальный. В ряде стран Западной Европы легализован добровольный уход из жизни при условии неизлечимой болезни. Например, в Бельгии в аптеках продаются специальные наборы для эвтаназии, позволяющие упростить процедуру добровольного ухода из жизни. Купить набор кто угодно, конечно, не может. Его может заказать только практикующий врач, который должен указать точную дозировку отравляющего вещества. Оформить заказ можно после обращения в одну из 250 бельгийских аптек, имеющих соответствующую лицензию.

Читайте также: Убийство из милосердия: подвиг или преступление?

По закону в Бельгии может подвергнуться эвтаназии человек старше 18 лет, страдающий неизлечимым заболеванием. После нескольких письменных запросов, подтверждающих твердую решимость больного, врач может провести эвтаназию. Согласно официальной статистике, в 40 процентах случаев эвтаназию проводят на дому у пациента. В большинстве стран мира эвтаназия запрещена, потому что власти и общество в целом не могут прийти к единому мнению по двум вопросам — кто и как будет решать, что человек может умереть, и есть ли у нас вообще право добровольно расставаться с жизнью.

В интервью "Правде.Ру" директор Республиканского центра репродукции человека и планирования семьи Минздрава РФ, доктор медицинских наук, профессор Андрей Степанович Акопян высказал мнение, что, конечно, "человек имеет право на достойную смерть, но это касается тех случаев, когда ему обеспечена и достойная жизнь". "По всей видимости, практика эвтаназии в каком-то виде будет актуализирована в мире. У нас эвтаназия запрещена законом, и я в настоящее время полностью с этим согласен, причем не по организационным основаниям, а потому, что смыслом врачебной деятельности является обеспечение жизни и здоровья пациента — умерщвление как способ лечения боли не может быть приемлем. Нет такой боли, с которой нельзя справиться. Потом такая практика вызовет психологическое давление на пожилых пациентов, например, по имущественным основаниям.

Но раз уж проблема существует и коль скоро встанет вопрос о ее реализации, то этим не должно заниматься медицинское сообщество. Для этого может быть предусмотрена специальная процедура, какие-то соцработники. Конечно, я бы предостерег называть эвтаназию убийством тяжело больного человека, потому что состава преступления здесь нет, если все процедуры соблюдены.

Человек имеет право на выбор. Если этот вопрос будет когда-то решен, а общество, по всей видимости, само когда-то склонится к тому, что право нужно оставить и как-то его очеловечить".

Читайте также: Легко ли в России обрести "легкую смерть"?

Юридическую сторону вопроса нашему изданию обрисовал вице-президент Общероссийского союза юристов Владислав Валерьевич Гриб: "В ряде стран Западной Европы эвтаназия легализована, в нашей стране ряд специалистов — ученые, правоведы — тоже выступают за эвтаназию, в случае если болезнь неизлечима. В нашей Конституции прописано право на жизнь, и если такой закон будет, то он не должен противоречить Конституции. У человека должно быть право выбора — у нас же за попытку суицида в тюрьму не сажают, но оно, это право, должно быть серьезно обосновано, с учетом мнения коллегии врачей".

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Ксения Образцова
Ксения Образцова — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру *
Специалист Андрианова Ирина
Специалист по лечению невропатии, последствий перенесенного инсульта, невралгий и дорсопатий.
Обсудить