Эта почти фантастическая история сразу же приковала внимание общественности. Три года назад у немолодой москвички от болезни умер единственный сын. До смерти он успел сдать семя на хранение. Мать много раз пыталась воспользоваться услугами суррогатной матери, но безуспешно. И вдруг сразу от двух суррогатных матерей появилось сразу четверо детей - две двойни, три мальчика и одна девочка.
58-летняя Ламара Келешева явно не ожидала такого счастья. Но это было именно счастье — после стольких лет ожидания стать бабушкой сразу четверых здоровых малышей. Ее сыну Михаилу в 2005 году оставили диагноз — острый лейкоз. Началась борьба за его жизнь. Нужен был полный курс химеотерапии.
Перед началом лечения врачи на всякий случай посоветовали 23-летнему парню сдать семенную жидкость на так называемую криоконсервацию (хранение клеток в холоде). Три года врачи настойчиво боролись за жизнь Михаила, но в 26 лет он все-таки ушел из жизни, организм не справился со страшной напастью…
Его мать решила во что бы то ни стало продлить род. Благо материальные возможности для этого были. Ламара Феохариевна - доктор медицинских наук, врач-физиолог и преподаватель одного из столичных вузов. Когда она пришла в себя после смерти сына, начались поиски суррогатной матери.
Читайте также: Американская бабушка родила собственного внука
В течение двух лет пять попыток зачатия провалились: эмбрионы у суррогатных мам не приживались. Кажется, все надежды на появление внука таяли на глазах. И тогда она решилась одновременно на услуги одновременно на двух суррогатных матерей. И вдруг словно чудо произошло — неожиданно забеременели сразу обе!
Излишне говорить, что обе беременности проходили под строжайшим надзором самой Ламары Келешевой, будущей бабушки, и множества врачей. Обе суррогатные матери разродились почти одновременно - 6 и 8 января. У мужественной бабушки появилось сразу три внука и одна внучка.
Как пишет "Комсомольская правда", с именами счастливая бабушка долго не мучилась. Девочке дали имя Мария, ведь именно так и хотел ее безвременно умерший сын Михаил. Первого мальчика назвали Феохарисом (в переводе с греческого "Божий дар") — в честь деда, другого — Иоанис (в честь Иоанна Крестителя), третьего — Михаилом в честь отца.
Читайте также: Суррогатное материнство - бизнес или филантропия
И вдруг начались "непонятки". Бабушкинский ЗАГС и суд Москвы отказали ей в регистрации детей, ссылаясь на то, что услугами суррогатных мам могут воспользоваться лишь законные супруги, то есть муж с женой, но никак не бабушка! То есть их официально как бы и нет на белом свете. В итоге их нельзя отвести к врачу без медицинского полиса, им не положены пособия, их не возьмут в детский сад. Подана кассация в Мосгорсуд. Если снова будет отказ, придется обращаться в Верховный суд.
Ситуацию комментирует "Правде.Ру" член Международной ассоциации адвокатов, кандидат юридических наук Игорь Шмидт: "Суррогатное материнство — вспомогательная репродуктивная технология, при применении которой женщина добровольно соглашается забеременеть с целью выносить и родить биологически чужого ей ребенка, который потом будет отдан на воспитание другим лицам, генетическим родителям.
Они в дальнейшем юридически получают родительские права, несмотря на то, что ребенка выносила и родила суррогатная мать. Случай с Ламарой Келешевой не так уж и уникален, как может показаться на первый взгляд. Насколько я знаю, это уже третий случай в России, когда дети от суррогатных матерей появляются у бабушек.
Из прессы известно, что первой бабушкой-мамой стала Екатерина Захарова из Екатеринбурга (в 2005 году у нее родился внук Георгий). Затем в 2010 году у жительницы Санкт-Петербурга Натальи Климовой появился суррогатный внук Егор. Другое дело, конечно, что у москвички появилось на свет сразу четверо — вот это как раз уникально.
Уникально и то, что даже суд не смог разобраться в хитросплетениях российского законодательства и отказал в регистрации младенцев. Абсурд какой-то… Хотя на самом деле не все так просто. В России пока не существует какого-то отдельного, конкретного закона о вспомогательных репродуктивных технологиях, включая суррогатное материнство.
Собственно, именно из-за этого порой регистрационные органы и даже представители судебной системы оказываются полностью сбитыми с толку и отказываются регистрировать детей. То есть такая процедура не прописана законом, и должностные лица опасаются брать на себя ответственность — как бы чего не вышло!
С другой стороны, российское законодательство вообще-то не ставит ограничений на то, кто может стать родителем посредством использования суррогатного материнства. То есть что не запрещено, то разрешено. Так что случай с отказом в регистрации внуков Ламары Келешевой — какое-то недоразумение, которое, хочется верить, разрешится без обращения в Верховный суд.
Другое дело, что неожиданно всплывшая проблема, которой не может возникнуть, скажем, на Западе, в России практически не решается. Так "суррогатное" законодательство уже давно отточено и отрегулировано. Взять хотя бы уникальный случай, когда суррогатный мальчик родился у британского певца Элтона Джона и его гомосексуального супруга (кстати, официально зарегистрированного!). Младенца официально зарегистрировали в Англии без всяких сомнений.
В то же время в Германии, Франции, Австрии, странах Скандинавии суррогатное материнство ограничено на законодательном уровне, поскольку считается неэтичным и негуманным по отношению к женщине. В некоторых странах Европы это разрешено при условии соблюдения определенных ограничений".
Читайте самое интересное в рубрике "Общество"