Все фараоны древнего Египта загадочны по-своему и вызывают споры между специалистами. Не избежал подобной участи Эхнатон, супруг несравненной Нефертити и великий реформатор. Мумия Эхнатона до сих пор не найдена, и ученые гадают, был ли царь болен, или здоров. Пожалуй, в одном сомнений нет — Эхнатон произвел радикальную политическую и религиозную реформу.
У египтян не существовало непрерывной хронологии. При восхождении на престол очередного царя начинался новый отсчет, с первого года. Египтологи предполагают, что будущий фараон Эхнатон родился во дворце Малькаты — в той части Фив, которая расположена на западном берегу Нила. Это событие не отражено ни в одном тексте. Но гипотеза исходит из того факта, что этот дворец сооружен по приказу отца будущего реформатора Аменхотепа III в качестве резиденции царской семьи. Выбор места мог быть обусловлен намерением поселиться вдали от владений жрецов Амона.
Египтологи спорят о датировке правления Эхнатона. Редфорд предположил, что это 1377-1360 годы до нашей эры. Согласно Триггеру, это 1364-1347 годы и т.д. Эхнатон царствовал в Египте приблизительно в середине или чуть раньше XIV века до нашей эры. Известно, что он правил 17 лет, но точно не установлено, с какого возраста. Самое раннее, наверное, — он вступил на престол в 16 лет, самое позднее — в 24 года.
Второй сын Аменхотепа III по своему происхождению не был чистокровным египтянином. У его матери, царицы Тийи, несомненно, семитская внешность. Дед Эхнатона, Йуйя, носил титул "отца Бога" и исполнял должность жреца бога Мина. Кроме религиозных функций, он отвечал за колесничные подразделения. Его бабушка, Туйя, была "управительницей гарема Мина" и "управительницей гарема Амона". Кроме того, у нее был титул "украшение царя". По одной любопытной гипотезе, Йуйя — это библейский Иосиф Прекрасный. Другие видят в нем сирийского принца, получившего образование в Египте. По одним из последних исследований, Йуйя был уроженцем египетского города Ахмима в Верхнем Египте.
Полагают, что именно царица Тийа оказала решающее влияние на формирование политической и религиозной мысли Эхнатона. Брат царицы и дядя будущего реформатора, Аанен, совмещал две очень важные должности: "самого великого из видящих" Гелиополя и "второго жреца Амона". Двойная функция позволяла быть в курсе того, что происходит в обеих религиозных общинах. Словом, родители сочли своего второго сына достойным наследником трона. Он принял имя Аменхотеп IV, как бы заявив, его царствование будет продолжением правления его отца во славу бога Амона.
Ритуальная коронация Аменхотепа IV происходила (примечательный факт) не в храме Карнака, а в Гермонте, в Фиванской области. Гермонт считался Южным Гелиополем, который соответствовал городу Солнца на севере. Некоторые египтологи видят в этом высокую честь, оказанную жрецам солярного культа. Но в начале своего правления новый царь не порывал с традициями. Он принял необычный титул "Первый жрец Ра-Хорахти, ликующего в Стране Света в своем имени Шу, который есть Атон". Ра-Хорахти непрерывно созидает жизнь, Шу есть поддерживающий ее солнечный свет, Атон в жреческом титуле царя впервые предстает как синтетический образ, объединяющий в себе обе эти концепции.
Аменхотеп IV не воевал ни с богом Амоном, ни с его жрецами. Он превратил Карнак, где почитался бог Амон, в храм Атона. Революция произошла в том смысле, что храм перешел в ведение другого божества. Святилища Атона выросли в восточной (где поднимается солнце) части Карнака. В четырех новых храмах был впервые изображен солнечный диск, лучи которого заканчивались кистями рук, а имя бога Атона окружалось двумя картушами — овалами, в которые вписывались имена фараонов. Символом владыки неба и земли Атона был солнечный диск, обвитый змеей. С ее шеи свисал анх ("знак жизни"). В Египте змея символизировала идею непрерывных метаморфоз жизни.
Супругой Эхнатона была знаменитая Нефертити, имя которой означает "Прекрасная (Красавица) пришла" и давно наводило ученых на мысль о чужеземном происхождении царицы. Замечательный русский египтолог Ю.Я. Перепелкин, проанализировав памятники амарнской эпохи, заключил, что царица Нефертити не оказывала заметного влияния на государственные дела. Он писал: "Необыкновенное положение царицы рядом с фараоном было положением супруги, а не соправительницы". Спустя несколько лет после женитьбы царя на Нефертити, началось возвышение его побочной жены Кийи. В конце царствования Кийа стала соправителемЭхнатонаивпалавнемилостьещеприегожизни,аНефертити, напротив, оставалась царицей вплоть до смерти царя.
Французский историк Кристиан Жак настаивает, что "Нефертити была чем-то гораздо большим, нежели просто супругой и матерью", и называет царицу "главным инициатором религиозной реформы, которая способствовала утверждению культа Атона". Нефертити — одна из трех выдающихся египетских цариц (наряду с Хатшепсут и Тийа), оставивших свой след в истории и оказавших влияние на свою эпоху. А ее иноземное происхождение могло только способствовать тому рвению, с которым она поддержала культ Атона. "Если считать Атона азиатским божеством, получается, что Нефертити распространяла в Египте культ своего родного бога", — писал Кристиан Жак. — Однако все это логическое построение, на наш взгляд, является непрочным карточным домиком".
На четвертом году своего правления Аменхотеп IV совершил свой официальный визит в Средний Египет, в местность, где должна была появиться новая столица — Город Солнца. Священный город Атона возник на полпути между Фивами и Мемфисом — в нынешней эль-Амарне. Девятнадцатого дня третьего месяца сезона перет (зима) имя "Аменхотеп (IV)" было запечатлено на царском памятнике в последний раз. На шестой год своего царствования фараон принял революционное решение и изменил свое имя на Эхнатон. Правильнее было бы писать "Ахнатон", однако в русском языке укоренилась такое написание (сравните: Гитлер, а не Хитлер; Гюго вместо Юго; драматург Бернард Шо превратился в некое Шоу; изобретатель телеграфного кода Морс известен у нас под именем Морзе).
Годы завершившегося правления Аменхотепа IV продолжали прибавлять, а не завели новую запись. Эхнатон не вычеркнул память об Аменхотепе IV, но повелел заменить те свои изображения, на которых присутствовало старое имя.
Эхнатон обычно переводят как "Угождающий Атону", "Угодный Атону", "Полезный для Атона". Английский египтолог Сирил Олдред предложил такое прочтение: "living spirit of Aten" — "Действенный дух Атона", то есть наделенный сознанием канал, в котором циркулирует свет Атона. Начальное слово имени "ах" содержит в себе идею завершающей стадии индивидуального бытия — светоносного существования. Эхнатон, о чем призвано свидетельствовать его имя, распространяет сияние бога Атона. Кроме того, "ах" — это "польза". По религиозным представлениям египтян, невозможно разделить такие понятия, как "духовный свет" и "действенность, польза". Активная духовность всегда "полезна" и "действенна".
Город Атона возвели быстро и заселили через четыре года после завершения строительных работ. По одной из гипотез, квалификация строительных рабочих была низкой, потому что Эхнатон вербовал их среди преступников, приговоренных к каторжным работам в каменоломнях. По другой версии, специалистов по строительству просто подгоняли нереально быстрые сроки, которые поставил перед ними фараон. Скульпторы настолько торопились, что даже изобрели новый способ изготовления статуй, при котором различные детали высекались из разных пород камня. Если уж царь-реформатор, так реформатор во всем!
Источники свидетельствуют, что город Ахетатон (ныне Тель-эль-Амарна) стал очаровательной столицей Египта, с красивыми и уютными улицами, хорошо спланированными кварталами. Не напоминает ли этот египетский фараон российского императора Петра, в городе которого появились впоследствии сфинксы?
Как только ни называли реформу, произведенную Эхнатоном, генотеистической, монолатристской и даже монотеистической. После смерти фараона недолгое время правила его супруга Нефертити под именем Сменкхара. Их сына Тутанхатона взяли под опеку могущественные жрецы Амона и сменили его имя на Тутанхамон. После прекращения 18-й династии культ Атона считался в Древнем Египте страшной ересью.
Читайте также: Исторические дети: Тутанхамон
Читайте другие статьи из серии "Основатели религий и учений в реальности":
Основатели религий в реальной жизни: Будда
Основатели религий в реальной жизни: Иисус
Основатели религий в реальной жизни: Мухаммад
Основатели религий в реальной жизни: Мани
Основатели религий в реальности: Заратустра
Основатели учений в реальности: Конфуций
Читайте самое интересное в рубрике "Религия"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.