Пока зарубежные мусульмане бунтуют против карикатур на Пророка , в России случилась не меньшая интрига. Скандал вокруг книги о российском исламе чуть было не столкнул лбами ислам с Православной церковью и не вызвал раскол в мусульманской общественности.
Напомним, скандал развернулся вокруг книги бывшего исполнительного секретаря Межрелигиозного совета России (МСР) Романа Силантьева "Новейшая история исламского сообщества России". Книга была посвящена борьбе муфтиев и других деятелей за власть и влияние среди российских мусульман, их конфликтам и борьбе с проявлениями экстремизма. Однако некоторые деятели увидели в ней оскорбление мусульман России и чуть ли не "карающую руку РПЦ ".
Из-за скандала вокруг книги Силантьеву пришлось сложить свои полномочия. Хотя, как оказалось на позавчерашнем заседании Межрелигиозного совета России (МСР), четверо из пяти присутствующих мусульманских духовных деятелей не имеют к книге Силантьева никаких претензий. И это после того, как на Силантьева обрушился вал критики со стороны ряда представителей «мусульманской тусовки»…
Хотя «Новейшая история исламского сообщества России» была представлена общественности еще 12 октября 2005 года, скандал вокруг нее начался лишь через две недели. Именно тогда на одном из сайтов, посвященном религиозной жизни, была опубликована статья Валерия Емельянова - весьма колоритной личности - с подзаголовком « Коктейль из некомпетентности и хамства изготовил секретарь Межрелигиозного совета России ».
Уже в этой статье Емельянов фактически призывает к отставке Силантьева со всех духовных должностей и увольнению его со всех мест работы: «Автор – Роман Анатольевич Силантьев, ответственный секретарь Межрелигиозного совета России и ответственный сотрудник Отдела внешних церковных связей Московского патриархата. Хотя очень трудно после ознакомления с этим капитальным трудом давать персоне автора определение «ответственный», – пишет Емельянов (хотя приставки « ответственный» на самом деле не было ни у первой, ни у второй должности Силантьева).
По его мнению, Силантьеву «очень трудно и практически невозможно нести ответственное бремя развития межрелигиозных связей, укрепления мира и согласия между представителями различных традиционных религий», в то время как в книге Силантьева эти представители конфессий выведены «алкоголиками, сионистами, представителями преступных группировок и лицами нетрадиционной сексуальной ориентации…» . Кстати, слово «сионист» в книге Силантьева употреблено единственный раз – но зато как! К числу "мусульман-сионистов" Силантьев причислил самого Валерия Емельянова!
Вот уж действительно хороший повод поднять скандал: может ли для мусульманина, тем более русского (а немногочисленные «русские мусульмане» в большинстве своем – ярые антисемиты и выходцы из организаций типа РНЕ ), что-либо более оскорбительное, чем причисление к сионистам ? Что этот Силантьев вправду с ума сошел что ли, писать такие вещи? Но не будем торопиться с выводами, сначала посмотрим на то, как развивался скандал, затеянный Емельяновым…
А Емельянов активно продвигал тему «клеветника Силантьева» в массы. По словам самого Валерия, он первым задал вопрос о книге на пресс-конференции митрополита Кирилла в начале ноября 2005 года. Именно Емельянов познакомил с этой книгой и окружение председателя Совета муфтиев России Равиля Гайнутдина , которое уже из его первой статьи узнало именно то, что могло вызвать их наибольший гнев. В частности, Емельянов писал, что в своей книге Селантьев " буквально смакует "бездоказательные", по его же суждению, обвинения", касающиеся "вредных привычек и половых девиаций". В частности, по мнению Емельянова (статья от 26 октября), Селантьев излишне "смакует" тот факт, что " председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин обвинялся своими оппонентами в тесных связях с "казанской" и чеченской ОПГ. При этом не приводятся ни имена этих "оппонентов", ни их аргументация, что означает, что автор либо не имеет доказательств в поддержку своей точки зрения, либо солидаризуется с ней (то есть является тем самым "оппонентом")" .
В книге Силантьева также приведены обвинения в отношении верховного муфтия Центрального духовного управления мусульман (ЦДУМ) Талгата Таджуддина – некогда единоличного лидера советских мусульман, которого уходившие из-под его контроля мусульманские деятели неоднократно обвиняли в психических заболеваниях. Цитаты о Таджуддине так же были умело подобраны в Москве, и верховный муфтий был ознакомлен с ними тут же по приезде в Москву – в результате уже 4 ноября на встрече в Кремле давние враги Гайнутдин и Таджуддин уже стояли вместе и жали друг другу руки, возмущенные тем, что их взаимные обвинения впервые были собраны и перечислены в одной книге.
Более того, прочитав куски с обвинениями в свой адрес, Таджуддин (хотя все эти обвинения он не раз слышал) пришел в такую ярость, что начал увольнять всех своих заместителей, которых ранее видел в числе «друзей Силантьева»: таковыми оказались глава исполкома ЦДУМ пермский муфтий Мухаммедгали Хузин и ямало-ненецкий муфтий Фарид Салман (Хайдаров). А «друзьями Силантьева» они оказались просто потому, что были чуть ли не единственными в ЦДУМ, кто проявлял какую-либо общественную активность: писали статьи с критикой ваххабитов и в поддержку межрелигиозного диалога, общались со СМИ, связано и вразумительно рассказывая журналистам о том, что происходит внутри их организации (чего нельзя сказать о многих других людях из окружения Таджуддина).
Тот же Хузин был инициатором создания в Перми областного Межрелигиозного совета. Впрочем, и Хузин, и Салман сумели быстро перерегистрировать свои духовные управления в качестве независимых, и назначенные на их места «придворные» Таджуддина не смогли «принять дела» ни в Пермском крае, ни в Ямало-Ненецком округе. Но и после этого Таджуддин не остановился и заявил, что его ЦДУМ выйдет из Межрелигиозного совета, раз Силантьев пишет о нём такие книги.
По слухам, такую реакцию верховного муфтия умело подогревали конкуренты Хузина и Салмана внутри ЦДУМ – в частности, чувашский муфтий Альбир Крганов, известный также и тем, что он чуть ли не единственный «таджуддиновец», поддерживающий связь с «гайнутдиновцами». Во всяком случае, такая резкая реакция Таджуддина была выгодна именно им: Крганов укрепил свои позиции в ЦДУМ, изгнав оттуда своих конкурентов, а Гайнутдин «подружился» с Таджуддином… И всё из-за одной книги…
Но и это еще не всё. Сразу после этого последовало заявление Таджуддина о выходе из Межрелигиозного совета, если его исполнительным секретарем останется Силантьев, позже такое же заявление сделал и Гайнутдин. Не поддержал требований отставки Силантьева только третий член МСР от мусульман – лидер северокавказских мусульман Исмаил Бердиев. Мусульманские интернет-издания в это время пестрели заголовками типа «Роман Силантьев – дудка российской исламофобии».
Равиль Гайнутдин подписал даже специальное «Обращение Совета муфтиев России в связи с деятельностью Исполнительного секретаря Межрелигиозного совета в связи с публикацией книги Исполнительного секретаря Межрелигиозного совета России Р. Силантьева». В нём, в частности, написано, что «книга «Новейшая история исламского сообщества России», написанная Исполнительным секретарем МСР Романом Силантьевым, несопоставима не только с принципами честной и объективной дискуссии, но и с элементарнейшими нормами общечеловеческой этики и морали…
…Большинство из приведенных слухов принадлежат анонимам или самому Силантьеву. …Для усугубления картины Силантьев не гнушается использовать антисемитские настроения: он мусолит факт встречи муфтия Равиля Гайнутдина с послом Израиля, причем в негативной манере подачи информации (с. 446)… Р. Силантьев не отказал себе в «удовольствии» выразить свою неприязнь и к главе ЦДУМ России и обсудить на страницах (с.444-445) не только психическое здоровье Т.Таджуддина, но и его сексуальную ориентацию.
…Такой книге больше подошло бы такое название, как «Дневник антиисламского папарацци» или «Пособие по разжиганию межрелигиозной нетерпимости и вражды»… Силантьев смачно описывает «обыски» и «обнаружение наркотиков» у людей, которых он подчеркнуто называет именно мусульманами, как если бы это было частью их веры (с. 208, 487) ».
Московский муфтий написал также, что «российские мусульманские центры никогда не позволяли себе «смакований» фактов этических и экономических злоупотреблений среди недобросовестных представителей РПЦ» , однако перечислил, о каких именно злоупотреблениях РПЦ идет речь: «Если бы какой-то автор, являясь сотрудником мусульманской организации, написал бы о борьбе за власть внутри церкви, о фактах финансовых злоупотреблений, гомосексуализма, торговли табаком, квотах на нефть и прочих инсинуациях и грязных скандалах, то, как нам представляется, Р. Силантьев, очевидно, одним из первых громко «вопиял» бы о «гонениях на церковь, на православных христиан» со стороны мусульман…» Однако Равиль Гайнутдин, заверяя руководство РПЦ в свой дружбе, не преминул добавить к ней и свою ложку дегтя: «Силантьев является одновременно и сотрудником ОВЦС РПЦ , что невольно наводит нас на мысль: не стало ли это косвенным отражением внешней политики всей РПЦ и ее Предстоятеля по отношению к российским мусульманам?»
В ответ на обвинения Силантьев заявлял, что при написании своей книги он не нарушил ни одного правила, пункта положения о МСР или устных договоренностей. При подготовке книги не использовались материалы "для служебного пользования" как из ОВЦС, так и МСР, не применялась информация, полученная в результате конфиденциальных бесед. Автор книги неоднократно подчеркивал, что выступает как независимый исследователь, а не как исполнительный секретарь МСР или сотрудник ОВЦС. А о своем намерении написать книгу Силантьев сообщил за три года до ее издания, сразу после защиты на эту же тему диссертации в июне 2003 года.
Силантьев подчеркивал, что о написании книги «были поставлены в известность более 20 мусульманских лидеров, включая Гайнутдина, Таджуддина и Бердиева. Все они одобрили это намерение, помогли с материалами и дали некоторые советы, которые были приняты во внимание. За полгода до выхода книги она была анонсирована в «Интерфаксе». Ни один мусульманский лидер не усомнился в моем праве издавать такую книгу. Более того, представители ДУМ РТ даже предложили выпустить ее в своем издательстве. Книга была написана на базе кандидатской диссертации, некоторые части из которой были изданы и размещены в Интернете».
Однако Силантьев в декабре всё же вынужден был подать в оставку с поста исполнительного секретаря Межрелигиозного совета. Но и после этого в мусульманских СМИ продолжились призывы изгнать его и из отдела Московской патриархии.
Советник Гайнутдина Али-Вячеслав Полосин в интервью «Правде.ру» отчасти подтвердил эту информацию, сказав, что узнал от Силантьева, что тот пишет «книгу, где приведет нелицеприятные факты», весной 2005 года, то есть, по крайней мере за полгода до её выхода.
Представляя свою книгу, Силантьев объяснил причины её написания: « Лишь единицы аналитиков ориентируются в огромном разнообразии духовных управлений, партий, движений… Именно таким образом возникают мифы о «20-миллионной исламской умме России», «сотнях тысяч русских мусульман», «неизбежности второй Чечни в случае введения «Основ православной культуры» и якобы неотвратимой исламизации России к 2050 году. В итоге православный народ пугается, в обществе растет исламофобия, а сами мусульмане постоянно попадают в неудобные ситуации… Необходимость в систематическом изложении новейшей истории российских мусульман назрела уже давно.
Из личных бесед я понял, что наиболее заинтересованы в такой монографии духовные лидеры мусульман Северного Кавказа. Именно они чаще всего гибнут от рук террористов, которые стараются убивать и память о людях, не побоявшихся до конца отстаивать принципы своей веры. Муфтии Шахид Газабаев, Магомед-Башир-Арсунукаев, Хусейн Алсабеков, Саид-Мухаммед Абубакаров, Шафиг Пшихачев, Магомед Албогачиев и Дзанхот Хекилаев стали настоящими героями российской уммы, и эту книгу стоило бы написать только ради того, чтобы рассказать о них», – сказал Силантьев в интервью агентству « Благовест-инфо ».
Но если так, то почему Силантьев привёл в своей книге так возмутившие Гайнутдина «слухи», да еще и без указания источника? Сам Роман отказался что-либо официально комментировать на тему своей книги, хотя раньше разговаривать с журналистами не отказывался. Однако подробно обсуждавшие с Силантьевым содержание книги коллеги говорят, что Гайнутдин без этих обвинений выглядел бы в книге лучше всех и тогда на Силантьева бы обрушились обвинения в том, что он выгораживает одного из муфтиев. При этом под «казанской ОПГ» он подразумевал председателя попечительского совета Совета муфтиев России (СМР) Фарита Фарисова, а под «чеченской ОПГ» – зампреда СМР по международной работе Мухаммада Карачая (Беджиева). Остается только доказать, что Фарисов и Беджиев действительно имеют какое-то отношение к ОПГ.
Впрочем, о Карачае (Беджиеве) некоторые порочащие сведения приводят и сторонники Гайнутдина, только они считают эти сведения достоинством. Так, один из руководителей Национальной организации русских мусульман Харун ар-Руси (Вадим Сидоров) с восторгом пишет о «таких реальных салафитских авторитетах, какшейх Мухаммад Карачай, который в свое время был названным братом Дудаева». Для Харуна ар-Руси быть названным братом Джохара Дудаева – это достоинство, как и быть «салафитом» (то есть ваххабитом ), к числу которых он себя причисляет. Кроме всего прочего, Харун ар-Руси называет себя бывшим русским нацистом, который «оказался полностью разочарован в своей Нации, скепсис в отношении которой у меня накапливался и существовал за долгие годы до этого, по мере критического осмысления русского прошлого и настоящего, а также выводов о неутешительности русского будущего» , в результате чего он и перешел в ислам. Впрочем, в Гитлере Харун ар-Руси не разочаровался до сих – о нём он и сейчас отзывается положительно.
Другой руководитель Национальной организации русских мусульман Али-Вячеслав Полосин, являющийся советником Гайнутдина и причисляющий себя к противникам салафитов, говорит, что лично у него «никаких претензий к книге Силантьева нет». Хотя тут же приводит претензии СМР, согласно которым кроме «ОПГ» оскорбительным является и описание Силантьевым ареста пермского «гайнутдиновца» Мирахмедова по обвинению в хранении наркотиков: по мнению Полосина, раз суд не доказал обвинение в торговле наркотиков и просто решил выслать таджика Мирахмедова на родину, значит, и наркотики подбросили. «А Силантьев пишет лишь об обвинении, но не пишет, чем закончился суд», – заявил Полосин в интервью «ПРАВДЕ.Ру», делая вывод, что книга является «агитационной, а не научной» . В то же время Полосин подчеркивает, что «исламофобской или антиисламской я бы не стал её называть, ведь книга не содержит общих отрицательных оценок ислама» , хотя Полосин «как политолог» и склонен видеть в ней «социальный заказ Московской патриархии» .
Сопредседатель Совета муфтиев России Нафигулла Аширов считает, что книга Силантьева «исламофобская, она порочит мусульман, описывает их жизнь с точки зрения бульварных желтых газет» . В то же время конкретных фактов книги, совершенно не соответствующих действительности, Аширов не привёл, предпочтя описать ситуацию образно. «Книга Силантьева написана по следующему принципу. Во ты зашел в подъезд, взял из ящика газету, вышел и сел в машину, а он пишет то же самое, только добавляет, что, по некоторым данным, ты еще подрочил в подъезде. А потом спрашивает: ну, ты же заходил в подъезд, а потом садился в машину – это же правда?» . В то же время Аширов говорит, что «там у него всё в сносках» и книга всё-таки задевает людей, а не религию. Муфтий уверен, что в книге «собраны сплетни» .
Однако призывы некоторых мусульман добиваться изгнания Силантьева и из Отдела внешних церковных связей Московской патриархии даже такому не самому умеренному муфтию, как Нафигулла Аширов, кажутся чрезмерными: «Я к этому не призывал. Если из РПЦ или из мусульманских организаций изгонять клеветников и сплетников, то очень много придется изгонять людей и очень будет большой недостаток кадров. Я думаю, Силантьев – не сам худший человек, даже с точки зрения мусульман».
Что касается позиции Таджуддина, то она изменилась за прошедшее время очень серьезно. Вероятно прочитав книгу подробнее, уфимский муфтий понял, что описанные в книге ваххабиты и экстремисты оказывались почти исключительно в лагере Гайнутдина или на Северном Кавказе, не подчиняясь никому из муфтиев, и на общем фоне и Таджуддин выглядит не так уж плохо. На заседании Межрелигиозного совета 7 февраля было оглашено заявление Тадужддина, в котором книга названа «апологетической к традиционному исламу, солидной и детально проработанной» .
Но самыми сенсационными оказались последние события в жизни того самого Валерия Емельянова, с которого и начался весь скандал. В 1990-х годах он называл себя католиком и жил в Израиле, потом развелся с женой и вернулся в Россию, где не просто стал «русским мусульманином», но и работал на сайтах «Ислам.ру», «Исламинфо», газете «Всё об исламе» под руководством Полосина. Однако в январе 2006 года бывшие соратники по «русскому исламу» неожиданно обнаружили Емельянова, надевшего на голову иудейскую кипу с надписью «ФЕОР» (Федерация еврейских общин России).
А на сайте «Ислам.ру» были возмущены и шокированы тем, что их прежний соратник Емельянов теперь стал присылать им статьи, в которых он призывал всех мусульман молиться о здравии… Ариеля Шарона. Сам же Валерий Емельянов в интервью «ПРАВДЕ.Ру» подтвердил, что надевал иудейскую кипу, но в связи с этим предлагает делать вывод не о том, что он перешел из ислама в иудаизм, а о том, что он был и остается «авраамическим монотеистом» .
Михаил ТульскийНадо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.