Президенту, с благодарностью
Вопрос: Папа римский получил приглашения от нескольких глав бывших советских республик – от Назарбаева, Кучмы, президента Армении, пре-зидентов Грузии и Азербайджана. Почему его не пригласили вы?...
Ответ: …К счастью или нет, мы – не в Грузии, Азербайджане или Казах-стане. Я глава российского государства. И здесь, как вы знаете, ведущая религия – это православная церковь… И я, конечно, должен уважать по-зицию Русской православной церкви.
(Из итервью президента В.В. Путина американским журналистам 20 сентября 2003 года)
Глубокоуважаемый господин Президент,
позвольте подать голос, один из миллионов голосов той самой Русской Право-славной Церкви, в чьем имени редакторы Вашего интервью постеснялись поста-вить заглавные буквы, и которую Вы не постеснялись поддержать вопреки ока-занному на Вас давлению. Спасибо Вам.
Говорят, президент Эйзенхауэр не читал бумаг длиннее одной страницы. Я руча-юсь уложиться в две: Эйзенхауэр ведь был военным, и к тому же, как Вы сами за-метили, мы не в Америке.
Православная Церковь всегда с радостью и благодарностью принимала поддерж-ку законной, богоустановленной и благожелательной гражданской власти. Сим-фония Церкви и государства была и остается основой нашей гражданской пози-ции (в отличие от эпохальных заблуждений папства – но это уже другой разго-вор). Однако, как бы мы ни приветствовали поддержку и помощь государства, Церковь не может и не должна разсчитывать на нее при всех условиях.
Ничто не вечно на земле, господин Президент, тем более в политике. Что про-изойдет, если Ваш преемник, придя Вам на смену результате демократического (или недемократического) процесса, откажется от Вашей стратегии поддержки Святой Церкви? Что, если он (или она, или оно) подчинится в этом деле противо-церковным, враждебным силам? К сожалению, господин Президент, мы обязаны учитывать такую возможность. Надейся на лучшее, готовься к худшему.
Итак, представим себе, что по той или иной причине папа получил торжественное приглашение от главы государства осчастливить и просветить нашу отсталую страну своим апостольским визитом. Раскатаны километровые ковровые дорож-ки, батальоны солдат-молодцов маршируют туда-сюда, оглашая воздух могучими залпами салютов, граждане с портретами выстраиваюся в шеренги вдоль магист-ралей, представители власти стоят в очереди на четвереньках, спеша приложиться к туфле римского понтифика… Все это пусть и утрированные, но достаточно верные картины реальных событий. Как скажутся они на церковной жизни?
Многие заранее рвут на себе бороды и посыпают главы пеплом: думаю, напрасно. На мой взгляд, такой визит нам ничуть бы не повредил. Более того: он бы принес нам всем – и верующим, и неверующим, и полуверующим – немалую пользу. Одни получили бы мощный импульс к изучению основ своей веры, прояснили бы ее отличия от западных исповеданий; другие воочию убедились бы, что Право-славие способно дать ответ на любую критику, на любые претензии и возражения; третьи просто увлеклись бы общим энтузиазмом, забросив сканворды и гороско-пы ради Евангелия и катихизиса.
Вот во всех приходских храмах ежедневно произносятся проповеди о Правосла-вии, России и Ватикане, служатся молебны с акафистами благоверному князю Александру Невскому, святителям Фотию Царьградскому, Марку Ефесскому и Ермогену Московскому, священномученикам Исидору Юрьевскому, Максиму Сандовичу, Досифею Загребскому, Иоанникию Черногорскому, преподобномуче-нику Афанасию Брестскому, праведному Алексию Товту и всем святым мучени-кам, от латинян убиенным, древним же и новым, имже несть числа. Вот во всех кафедральных соборах при колоссальном стечении народа еженедельно соверша-ется чин Православия с анафемами ересиархам и вероотступникам. Вот по всем телевизионным каналам и через Интернет транслируется серия массовых диспу-тов на исторические, религиозные и нравственные темы. Вот во всех продукто-вых магазинах появляются стенды «Будь православным не на словах, а на деле» с объяснением, как соблюдать посты. Вот по средам и пятницам закрываются ки-нотеатры, цирки и рестораны. Вот наряды милиции охраняют похабные заведе-ния от местных жителей, склонных к ошибочным проявлениям своего граждан-ского чувства. Вот первоклассники разучивают сказку: «Не хочу быть вольною царицей, а хочу быть римскою папой», ребятишки постарше с чувством деклами-руют: «Свершится казнь в отступническом Риме над лженаместником Христа», и даже на уроках секспросвета, где он еще не уступил места православной куль-туре, изучают классическую сагу: «Взбунтовалися кастраты, входят в папины палаты: – Отчего мы не женаты? Чем мы виноваты?» Вот в ежедневной об-щероссийской православной газете публикуется обращение Синода…
Стоп. У нас нет ежедневной общероссийской православной газеты. Могла бы быть, но нету. Нет у нас и православной культуры в школах: вроде бы никто не против, кроме записных общечеловеков и абортмахеров, да все как-то не получа-ется. Потому и гражданское чувство у местных жителей спит крепким сном. По-тому и мало кто знает, для чего нужны посты и молитвы, молебны и акафисты, и мало кому есть дело до святых мучеников, древних и новых. Потому папу рим-ского надо держать от нас подальше. Простите, господин Президент, немного ув-лекся. Как говорится в переводе с английского, у нас тут серьезные проблемы. Куда серьезней папы со всеми его вояжами.
Так что не могли бы Вы, господин Президент, снова помочь Православной Церк-ви? Хоть советом, хоть чем. Сами видите, надо что-то делать. Ведь и в самом деле, господин Президент, на этой земле ничто не вечно. И если не сегодня, то когда?
Заранее благодарный Вам,
– иеродиакон Макарий,
гор. Иваново
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.