В начале нынешней недели в одном из престижных ресторанов Москвы прошла инаугурация нового председателя Координационного центра мусульман Северного Кавказа (КЦМСК) Исмаила Бердиева. На этот пост Бердиев, муфтий Карачаево-Черкесии и Ставропольского края был назначен еще в двадцатых числах апреля, однако проводить торжественное мероприятие по поводу его избрания было отложено по нескольким причинам.
Во-первых, сразу же после смещения бывшего председателя КЦМСК — главы Духовного управления мусульман Ингушетии Албогачиева ряд его сторонников в буквальном смысле слова опустошили офис КЦМСК: вывезли оттуда всю мебель. Сторонники ингушского духовного лица не захотели, что бы их столы, стулья, шкафы по своему усмотрению использовали новые руководители Координационного центра. (Можно сказать, что выходку с вывозом хозяйственной утвари можно однозначно расценивать как неприятие отдельными лицами нового лидера КЦМСК: сторонники Албогачиева не настолько бедные бизнесмены, чтобы экономить на буушных столах и стульях).
Во-вторых, в новом аппарате Координационного центра, похоже, пока царит некое замешательство и они не знают, что же делать дальше. Представители Ислама из Северного Кавказа в Москве еще не могут понять: с кем они и против кого.
А вопрос этот необходимо решать срочным образом, ибо насколько оперативно он будет решен, настолько быстро будут приняты решения относительно того, с кем КЦМСК планирует взаимодействовать — с руководителем Совета муфтиев России Равилем Гайнутдином или же отдаст свое предпочтение скандальному Талгату Таджуддину, переименовавшему свое духовное управление в "ДУМ покорных Богу Святой Руси", объявившему в начале апреля военный джихад против США, потом публично выступившему с призывом избрать себя (Таджуддина) Верховным муфтием всей Земли.
Напомним, что тихое переизбрание Албогачиева в апреле было продиктовано двумя причинами: его отмежеванием от Совета муфтиев России, постепенным и неприкрытым отходом в сторону Таджуддина и попыткой остаться главой Координационного центра на всю оставшуюся жизнь. Последнее ему не дали сделать кавказцы, которые хотели бы видеть председателем КЦМСК не одного представителя с пожизненными полномочиями, а нескольких муфтиев по очереди. А первое у Албогачиева не получилось, потому что он уже был смещен.
Но и сейчас, уже после албогачиевского периода в КЦМСК царит не то что двоевластие, а сосредоточение влиятельных кавказцев в Координационном центре и столкновение их интересов. Яркое тому подтверждение — инаугурация Исмаила Бердиева и приглашение на это мероприятие духовных лиц и политиков.
На Кавказе редко когда приглашают на меджлис (собрание) всех без разбору. Составленный и утвержденный список гостей наглядно демонстрирует к кому благосклонен хозяин, а кого он видеть не хочет. На этот раз Координационный центр рад был видеть депутатов Государственной думы, преимущественно мусульман, бизнесменов — выходцев из Северного Кавказа.
Но вот в чем заковыка: из духовенства пригласили и Равиля Гайнутдина и Талгата Таджуддина! Разве новые руководители КЦМСК не ведали, что приглашать Таджуддина на подобные собрания есть большая ошибка: за подобное сотрудничество с ним уже расплатился Албогачиев. А Таджуддин не раз демонстрировал насколько он любит быть популистом. (Взять хотя бы его последнюю поездку в Ирак: в Багдаде он дал слово, что остается здесь и на время войны, однако вернулся на Родину в тот же день, а потом задавал вопросы журналистам в Шереметьево: "Что вы меня спрашиваете да спрашиваете? Вы кто — агенты ЦРУ, что ли?". Или вспомнить, как он призывал "брать заложников-американцев и потом продавать их по полтора миллиона долларов").
Ну, разве кавказцы не знали, что после "таджуддиновского джихада" глава Совета муфтиев ни за что не будет там, где присутствует неудавшийся "Верховный муфтий Земли"?!
Конечно, знали. Например, муфтий Чечни Ахмед-хаджи Шамаев лично присутствовал на расширенном заседании Совета муфтиев, где была принята фетва (богословское заключение), осуждавшая Талгата Таджуддина. А на днях Шамаев снова встретился с Равилем Гайнутдином и вновь подтвердил свои планы относительно сотрудничества ДУМ Чечни и Совета муфтиев: дружим с вами и только с вами, на уфимского муфтия (Таджуддина) внимания не обращаем!
Зная, что Таджуддин прибыл в Москву с целью посещения КЦМСК, Равиль Гайнутдин не поехал на инаугурацию Бердиева, хотя первым, кто поздравил новоизбранного председателя КЦМСК был именно Гайнутдин: "Поздравляю как брат брата, как мусульманин мусульманина". Он отправил на инаугурацию сопредседателя Совета муфтиев Нафигуллу Аширова. (Говорят, когда он прибыл в ресторан, один из видных муфтиев высокопарно спросил другого на русском: "Ну и на фиг он приехал? А где же Гайнутдин? Обиделся?").
Можно сказать, что так — обиделся. Через того же Аширова он дал понять Координационному центру, что прежде, чем делать большую политику, надо уметь делать правильную ставку.
Объяснения по поводу приглашения своего соперника Гайнутдин пропустил мимо ушей. На Востоке молчание — не только знак согласия. Это еще и время дать время исправить допущенные ошибки.
...А персонал того ресторана, где проходила инаугурация, был предупрежден, что к ним едет "воинствующий муфтий Таджуддин". Поэтому время от времени официанты шаркали глазами по залу и спрашивали администраторов: "Тут половина клиентов в чалме, а где тот, который с саблей был?". Те показывали пальцем на одного старца: "Вот сидит, только вы его зря не трогайте, а то вдруг рассердится!".
Также стало известно, что граждан США и Англии на всякий случай уведомили о приезде в один из залов ресторан "российского мусульманского священника". Гости покинули заведение незамедлительно.
Ильяс Тахиров,
Специально для "ПРАВДЫ.ру"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.