Символом «рабства и холопства» считает сотрудник радио «Свобода» православные иконы, изображающие Рождество Христово. Ниже приводится отрывок из стенограммы радиопередачи «Младенец Иисус» из цикла «С христианской точки зрения», вышедшей в эфир в Рождественский сочельник 6 января 2003 года:
«Автор и ведущий Яков Кротов: На русских православных иконах Младенца Иисуса изображают обычно крепко спеленатым. Между тем, очевидно, что в реальности, конечно, не было такого пеленания. И здесь русская традиция явно что-то изменила: зачем, какой в этом смысл?
Литератор, христианский педагог Марианна Вехова: Традиция скомкала многие вещи. В северных странах возникла зверская, жуткая, отвратительная традиция пеленать детей…
Автор и ведущий Яков Кротов: Неужели особенности российского климата являются неизбывной причиной холопства и рабства в российской психологии? В российском климате меняется даже изображение Младенца Христа. Свободно лежащий на охапке соломы в Палестине, он превращается в своего рода кокон, плотно запеленатый кусочек человеческого существа… К числу невольных грехов относится слепое следование традиции, без попытки как-то наверстать утраченную в какой-то момент свободу».
Навязчивая «промывка мозгов» извне, осложненная внутренними нигилизмом и комплексами неполноценности, – все эти духовные болезни подтверждают необходимость ознакомления общества с основами отечественной культуры.
Русская иконопись не внесла никаких изменений в канон, сложившийся в Святой Земле и других странах с жарким климатом, входивших в состав Византии. При этом иконография Рождества Христова, включающая образ спеленатого Богомладенца, не имеет отношения ни к проблемам акушерства, ни к особенностям климата, ни к национальному менталитету тех «северных народов», которым радио «Свобода» приписывает «зверские, жуткие, отвратительные традиции».
В православном искусстве каждый символ выходит за пределы пространства и времени. Пелены, которыми Богоматерь спеленала новорожденного Христа, предвещали жертвенную смерть и погребение Спасителя. В церковной традиции образ Рождества Христова соотносится с Таинством Евхаристии, совершающимся в православном храме. Святые отцы отождествляли жертвенник храма с Вифлеемской пещерой и колыбелью Христа, который был словно связан и возложен на алтарь, когда лежал в рождественских яслях.
Ясли, которые по древней традиции восточные пастухи выдалбливали в скале, и деревянные дощечки, которыми покрывалось каменное дно кормушки, напоминали ветхозаветный каменный жертвенник и дрова для всесожжений, а также скалу Голгофу и древо Креста. В русской иконе обвивающие Богомладенца пелены – это символ, соединяющий воедино ветхозаветные прообразы с их евангельским исполнением, в частности, жертву Спасителя с жертвоприношением Исаака, который, согласно Священному Писанию, был связан и возложен на жертвенник поверх дров: «И пришли на место, о котором сказал ему Бог; и устроил там Авраам жертвенник, разложил дрова и, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров. И простер Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего (Быт. 22. 9-10). Именно об этом знамении свидетельствуют Евангелия: «И родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли… И сказал им Ангел: не бойтесь и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях» (Лк. 2. 7, 10-12); «Воины и тысяченачальник и служители иудейские взяли Иисуса и связали Его» (Ин. 18. 12); «Они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают иудеи» (Ин. 19. 40).
Не о рабстве и холопстве, а о вере, самопожертвовании и евангельской пасхальной радости свидетельствуют русские православные иконы Рождества Христова.
Юрий КЛИЦЕНКО
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.