Что значит истинная любовь? Сегодня это слово употребляется слишком часто и порой не к месту. Но что же на самом деле означает любовь с точки зрения Евангелия и святых отцов? Смысл христианской любви объясняет отец Андрей (Сапунов).
— Сегодня мы поговорим о добродетели любви, которая противостоит ненависти. К сожалению, в нашем мире понятие любви часто сводится к простым человеческим чувствам — привязанности, симпатии, влечению. Но любовь — это не просто эмоция, это нечто большее.
Мы знаем, что любовь есть Сам Господь. Это высшая, совершенная любовь, к которой должен стремиться каждый человек. Как говорил Ефрем Сирин, если кто-то спросит нас, кому мы поклоняемся, мы должны ответить: "Поклоняемся любви настоящей и высшей".
Сегодня люди часто называют любовью то, что любовью не является. Мы говорим, что любим еду, вещи, места. Но любовь — это чувство, обращенное к живому, к человеку, к Богу. Мы разбрасываемся этим словом, придавая ему ложные смыслы.
Еще хуже, когда временная симпатия, вспышка эмоций или страсть принимаются за настоящую любовь. Человек встретил кого-то, провел с ним несколько дней и уже говорит: "Я люблю". Но любовь — это не минутное увлечение, не простое желание быть с кем-то.
Настоящая любовь — это жертва. В Писании сказано: "Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих".
Кто хочет понять, что такое настоящая любовь, должен обратиться к посланию апостола Павла к Коринфянам. Он говорит о любви не как о мимолетном чувстве, а как о добродетели, которая требует труда и жертвы.
"Любовь долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, но сорадуется истине. Все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает".
Это не просто красивые слова — это руководство к действию. Любовь не ищет выгоды, не радуется чужим ошибкам, не возвышается над другими. Она проявляется в милосердии, терпении, готовности понять ближнего.
Каждый может спросить себя: "Какова моя любовь? Завидую ли я ближнему? Радуюсь ли его ошибкам? Прощаю ли я, проявляю ли милосердие?".
Настоящая любовь не зависит от настроения или удобства. Она требует внутренней работы, отказа от эгоизма, стремления к истине. Любовь — это не просто желание, а понимание, забота, способность жертвовать ради другого.
В своем труде "О священстве" Иоанн Златоуст говорит о любви пастыря к своим овцам. Он приводит поразительный образ: если овца ломает ногу, пастырь не просто жалеет ее, а, со слезами на глазах, прокаливает нож на огне, отрезает больную конечность, прижигает рану и перевязывает, сохраняя жизнь.
Так же и духовный наставник, когда указывает человеку на ошибки, делает это из любви, желая уберечь его от погибели. Но как мы реагируем? "Не твоего ума дело, не хочу тебя слушать". Мы отвергаем советы, обижаемся, злимся.
В наших семьях это проявляется особенно ярко. Дети не слушают родителей, потому что когда-то сами родители отвергали наставления своих отцов и матерей.
То же происходит и в духовной жизни. Когда священник пытается наставить: "Как часто вы бываете в храме? Как вы живете как православный христианин?" — человек возмущается: "Мне это не нужно, покрестите ребенка, я свечку поставил и пошёл".
А потом, когда настигают трудности, он спрашивает: "Что я делаю не так?" И тут встает главный вопрос: если ты называешь себя православным христианином, то живешь ли ты как православный? Ведь любовь — это не просто слова, а путь, который требует усилий.
Крещение — это не просто формальность, а начало пути, требующего подтверждения делами. Человек может быть крещен, но если он не проявляет своей веры в поступках, его крещение остается лишь обрядом. Как говорит апостол Иаков, "вера без дел мертва". Это касается и нашей повседневной жизни: любовь к родителям проявляется не словами, а заботой о них, помощью в делах. Так почему же, когда речь заходит о церкви, некоторые считают, что достаточно просто прийти и иметь "свои убеждения"?
Чтобы по-настоящему понять любовь, нужно учиться. Нельзя просто сказать: "Я люблю" — без осознания, без труда, без жертвы. Любовь — это не эмоция, вспыхнувшая на мгновение. Это не то, что "красивая девушка" или "вкусный суп". Люди часто говорят: "Я влюбился в запах", "Я обожаю этот хлеб". Глупость какая-то!
Настоящая любовь — это не мимолетное наслаждение, а то, что отдано другому, что приносит пользу и радость не только тебе, но и ближнему.
Настоящая любовь — это не просто чувство, а готовность жертвовать собой ради других. Самый высший ее уровень — положить душу свою за други своя. Это требует мужества, силы духа и понимания, что есть что-то выше собственного "я". Такую любовь не способен проявить малодушный человек, живущий в страхе и заботящийся только о своей безопасности.
Сегодня есть те, кто действительно отдают себя ради ближних — люди, сражающиеся за Родину, защищающие других ценой собственной жизни. А есть и те, кто думает только о себе, бежит от ответственности, стремится спасти свою шкуру, но при этом говорит о любви. Однако любовь — это не о страхе, не о попытках избежать трудностей, а о готовности действовать ради других, даже если это требует больших жертв.
Любовь — это не просто чувство, а путь, который требует осмысления и труда. Каждый может говорить о ней, но сколько людей действительно понимают, что это такое? Настоящая любовь открывается через изучение, размышление, чтение Евангелия, трудов святых отцов. Однако многие предпочитают делать выводы, основываясь на случайных слухах и обрывочных фразах, не желая углубляться в суть.
Первый шаг на пути к настоящей любви — признать, что ты не знаешь всего. Многие люди, даже достигшие успеха в науке, искусстве или других сферах, могут оказаться духовно пустыми, потому что никогда не задумывались о главном. Прежде чем утверждать что-то, стоит остановиться, задуматься, изучить и только потом делать выводы.
Чтобы говорить о любви, нужно не просто чувствовать, но и осмыслять ее. Новый Завет открывает нам путь к пониманию истинного значения любви. Уже первая фраза Нагорной проповеди Христа — "Блаженны нищие духом" — заставляет задуматься. Что значит быть нищим духом, и почему это благо? Ответ на этот вопрос не лежит на поверхности, и чтобы его понять, придется изучать, размышлять, вчитываться в слова апостолов и святых отцов. Если вам это неинтересно, если у вас есть собственное мнение, то пускай оно собственным и остаётся, но тогда не лукавьте, не говорите, что вы имеете какое-то отношение к Богу, к церкви, к любви.
Пост — это непростое время, когда искушения окружают нас со всех сторон. Но именно в этот период важно проявлять любовь: не завидовать, терпеть, не впадать в беспорядочные поступки, не искать выгоды, не превозноситься и не раздражаться. Все это уже выходит за рамки любви. Чтобы глубже понять её суть, стоит обратиться к Посланию к Коринфянам, перечитать слова апостола, а затем изучить труды святых отцов — Иоанна Златоуста, Ефрема Сирина, Иоанна Дамаскина. Их наставления помогут яснее увидеть смысл любви, о котором говорит Писание.
Поэтому нужно стараться сдерживать себя, меньше раздражаться, больше размышлять и учиться видеть в Боге источник настоящей любви. Помогай нам всем, Господь!
Христианские теологи́ческие доброде́тели — категории, постулирующие идеальные качества человека.
Ефре́м Си́рин — христианский богослов, один из Учителей Церкви IV века.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.
Адрес страницы с ошибкой:
Текст с ошибкой:
Ваш комментарий: