Что такое грех и как он проникает в нашу жизнь? В чем разница между добрым делом и истинной добродетелью? Почему одного хорошего поступка недостаточно для духовного роста? Об этом Pravda.Ru рассказал отец Андрей (Сапунов), объяснив, как бороться с гордыней, привычками, которые нас тянут назад, и что действительно помогает измениться.
— Сегодня я хочу начать разговор о том, что важно знать каждому православному христианину. Да и не только православному — возможно, кто-то просто хочет разобраться, как мы действуем в тех или иных случаях, почему так, а не иначе.
Я бы хотел поговорить о добродетелях и грехах. Что это такое? Как они выглядят в нашей жизни? Какие общие принципы стоят за этими понятиями? Сегодня мы лишь обозначим эту тему, чтобы в дальнейшем рассмотреть каждую добродетель и каждый грех более подробно. Разобраться, почему это важно, как это работает, как достичь добродетели и избежать греха.
Будем говорить простым и понятным языком. Пусть это станет своего рода методичкой для каждого, кто хочет научиться правильному пониманию этих вещей.
Мы часто слышим о грехах и добродетелях — в Священном Писании, в словах святых отцов, в молитвах. Это основа нашей духовной жизни, и Церковь уделяет этому большое внимание. Грехов, как и добродетелей, очень много, но сегодня я хотел бы остановиться на самых известных и понятных каждому.
Противоположность унынию — молитва. В ней мы обретаем уединение, общение с Богом и слова, которые сами по себе, без духовного труда, могут нам и не прийти. Именно молитва помогает выйти из состояния пустоты и обрести смысл.
Часто люди воспринимают грех как что-то, за что обязательно последует наказание. Или как нечто внезапное, случайное, перед чем человек бессилен. Но это не так.
Грех — это нарушение заповедей, установленных Богом. В Писании говорится, что грех есть беззаконие. Это не просто ошибка или слабость, а осознанное преступление против Божьего закона, нарушение той гармонии, в которой должен жить человек.
Апостол Иоанн говорит, что всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие. А святитель Иоанн Златоуст подчеркивает: грех — это действие против воли Божией.
Но важно понимать: грех — это не что-то внешнее, что приходит к нам извне. Это не просто соблазн, который мы не можем контролировать. Грех — это то, с чем мы не боремся, зная, что должны измениться. Это внутреннее решение — позволить слабости взять верх.
Поэтому борьба с грехом — это не страх перед наказанием, а осознанный труд над собой.
Почему мы так много говорим о грехе? Почему уделяем ему столько внимания?
Первый грех, который мы знаем, — это непослушание Богу.
В Эдемском саду Господь дал Адаму и Еве заповедь — не вкушать определенный плод. Они нарушили запрет, и это стало первым ослушанием, первым грехом человечества.
Но этим все не закончилось. Произошло еще одно, не менее важное падение — грех оправдания и перекладывания вины.
Когда Господь пришел в сад и позвал Адама, тот спрятался, устыдившись. А когда Бог спросил его, что произошло, вместо покаяния Адам сказал: "Жена, которую Ты мне дал, дала мне плод, и я ел".
Эта фраза многое показывает.
Вместо того чтобы признать свою ошибку, Адам перекладывает вину — на жену, на обстоятельства, даже на самого Бога.
Он не говорит: "Господи, прости", не берет ответственность на себя.
Может быть, если бы Адам сразу покаялся, все пошло бы иначе. Но человек выбрал путь оправдания, и это стало причиной его изгнания из рая. Господь увидел, что человек не готов измениться, что вместо раскаяния он пытается найти виноватых.
И с тех пор, если задуматься, история повторяется.
Мы часто ищем виноватых вокруг себя, вместо того чтобы признать свою ошибку. И это один из главных уроков, который мы можем вынести из первой истории греха.
Когда мы говорим о грехах, важно понимать, что они — неотъемлемая часть нашей жизни. Мы не рождаемся святыми, а с детства перенимаем привычки окружающих. Видим, как поступают наши родители, близкие, друзья — и повторяем за ними. А когда взрослеем, у нас уже не хватает времени задуматься: "А правильно ли я живу?".
Мы ищем простые ответы. Нам хочется, чтобы всё решилось быстро: "Батюшка, у меня проблема. Что делать?". Мы ждем мгновенного решения — подойти к иконе, приложиться, и всё пройдет. Но так не бывает.
Отношения человека с Богом — не простая схема, а глубокий, многосложный процесс.
Грех — это не что-то внешнее, навязанное извне, а то, от чего мы не можем отказаться. Как курильщик, который осознает, что курение вредит ему, но всё равно берёт очередную сигарету. Дело не в самом табаке — проблема в зависимости, в том, что человек становится рабом привычки. Так же и с любым грехом — он привязывает, делает нас несвободными, управляет нашими желаниями и поступками.
Но бояться греха не нужно. Не нужно думать, что если ты согрешил, значит, всё потеряно, и Господь тебя больше не примет. Бог прощает всё, кроме хулы на Духа Святого — об этом мы обязательно поговорим в следующей беседе. Также разберем, какие грехи бывают — против Бога, против Духа, против ближнего, против самого себя.
Сегодня же я хочу, чтобы у вас осталось понимание самого принципа греха. Это не просто ошибка или случайное падение.
Грех — это осознанное преступление, когда мы знаем, что поступаем неправильно, но не хотим или не можем отказаться. И чем дольше мы живем в этом состоянии, тем труднее становится вырваться.
Но вырваться можно. Нужно только найти в себе силы сказать "нет". И начать делать шаги к тому, чтобы измениться.
Грех входит в нашу жизнь незаметно, через обычные вещи, которыми мы живем каждый день. Казалось бы, ничего плохого — взять телефон, посмотреть новости, пролистать соцсети, посмотреть видео на YouTube или Telegram-канале. В чем проблема?
Но ловили ли вы себя на мысли: уже поздно, нужно ложиться спать, а мы всё сидим и смотрим что-то бессмысленное? В лучшем случае — научные ролики о космосе, в худшем — бесполезную информацию: кто с кем живет, кто что сказал, скандалы, сплетни, пустая болтовня. И мы тратим на это силы, время, жизнь.
Именно так грех проникает внутрь нас — через привычки, которые кажутся безобидными, но постепенно превращают нас в заложников.
Но как с этим бороться? Здесь в дело вступает добродетель. Она — как противовес греху. Если грех затягивает и поглощает, то добродетель помогает выбраться. Именно осознанный отказ от лишнего, умение остановиться, развернуться в другую сторону и есть путь к духовной свободе.
Многие думают, что добродетель — это отдельные хорошие поступки. Кто-то дал денег в детский дом, кто-то помог приюту для животных, кто-то перевел средства на благотворительность. И сразу возникает ощущение: "Я сделал доброе дело".
Да, это хороший поступок, но это еще не добродетель. Даже если человек жертвует деньги каждый день, это всё равно остается единоразовым актом, а не осознанным духовным трудом. В чем секрет добродетели?
Добродетель — это не просто делать что-то хорошее время от времени. Это работа над собой каждый день, в каждом поступке, в каждом взгляде, в каждом слове. Это осознанный путь, на котором человек избавляется от того, что мешает ему быть лучше.
Возьмем смирение. Можно ли стать смиренным за один день? Нет. Можно ли на один день отказаться от гордости, а потом снова вернуться к ней? Тоже нет. Смирение — это путь, требующий постоянного внутреннего труда.
Так же и с другими добродетелями. Они не возникают мгновенно, как результат одного действия. Это процесс, который продолжается всю жизнь.
Как победить гордыню? Мы знаем, что ей противопоставляется смирение. Но гордыня — это не просто плохая черта характера. Это локомотив нашей жизни, который толкает нас вперед, и в хорошем, и в плохом. Поэтому одного смиренного поступка недостаточно — придется менять сам образ жизни.
Это как человек, который весит 200 кг и говорит: "С сегодняшнего дня я начинаю вести здоровый образ жизни". И на завтрак съедает салат. Хорошее решение? Безусловно. Но что оно изменит? Ведь ему не просто нужно один раз съесть что-то полезное — ему нужно каждый день работать над собой, годами менять себя, чтобы прийти к результату.
То же самое и с грехом. Курильщик может не закурить один день — но изменит ли это что-то? Грех — это не просто привычка, это зависимость, от которой нельзя избавиться за один раз.
Чтобы избавиться от греха, нужно не просто бороться с ним, но развивать в себе добродетель. В православной традиции на каждый грех есть свое противодействие — свое лекарство. Мы будем говорить об этом подробнее, о каждом грехе и о том, как ему противостоять.
Сегодня важно усвоить одно: грех, добродетель и доброе дело — это не одно и то же. Понимание этой разницы — уже шаг к изменению себя.
Каждый человек должен ответить себе на вопросы: кто я, зачем я живу, для чего я это делаю? Без цели нет смысла. А православный христианин должен эту цель осознавать.
Желаю всем терпения, здравия, разумности и помощи Божьей. Оставайтесь с Богом!
Семь смертных грехов — группа и классификация пороков в христианских учениях. Поступок относится к категории смертных грехов, если он является непосредственной причиной других безнравственных поступков. К смертным грехам относятся: гордыня, жадность, гнев, зависть, похоть (или блуд), чревоугодие и уныние. Семи смертным грехам противопоставляют Семь добродетелей.
Доброде́тель (лат virtus) — философский и религиозно-этический термин, обозначающий положительное нравственное свойство характера отдельного человека, определяемое его волей и поступками; постоянное деятельное направление воли к исполнению нравственного закона (заповедей).
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.
Адрес страницы с ошибкой:
Текст с ошибкой:
Ваш комментарий: