Зачем батюшкам автомобили, а автовладельцем - освящать "железных коней"?

Молитву возьми с собой в дорогу...

В прошлое воскресенье, 18 ноября в мире отмечался Всемирный день жертв ДТП. Накануне российская Госавтоинспекция обратилась с призывом к духовенству помолиться об упокоении душ погибших — и о спасении живых. А каково вообще отношение православия к водителям и автомобилям? К чему батюшки призывают тех, кто садится за руль быстрого и опасного авто?

Порой кажется, что больше всего общественность задевает тема "автомобили и Церковь". Со смаком обсуждается, какую модель "Мерседеса" подарили тому или иному архиерею. Впрочем, автопарк рядовых священников тоже находится под пристальным вниманием "защитников нравственности", которые скрупулезно считают, как много добрых дел можно было бы сделать за счет проданных авто.

Хотя удивительно дело — в ходе дискуссий нередко оказывается, что исполненные праведного гнева критики "церковных автомобилей" тоже ездят не на ВАЗовских "семерках" или бюджетных "Логанах", а предпочитают изделия покруче и покомфортнее. Они объясняют свой выбор идеальным соотношением цены и комфорта, а не собственным желанием выглядеть респектабельнее большинства сограждан.

Читайте также: Сребролюбие или дар любящих?

Хотя более последовательным с их стороны было бы продать своих любимцев, пересесть на "Ладу" (а то и "Оку") — а разницу отдать на благотворительные цели. А еще лучше — ходить пешком. Тогда им сразу стало бы ясно, нужно ли батюшке авто для своей приходской деятельности, перевозки облачения, певчих, необходимости быстрого до нуждающихся в помощи Бога людей, или нет.

Второй пунктик темы "Церковь и автомобили" — это освящение особо крутых "тачек" особо крутых граждан. Негативное отношение к этому явлению зашкаливает — даже к особнякам Рублевки такой вражды нет.

А на дорогах ныне ой как неспокойно. По данным ГИБДД, с января по октябрь в ДТП погибло более 23 тысяч и было ранено свыше 216 тысяч человек, большинство из которых — молодые люди в возрасте от 18 до 35 лет. Ненавистных богачей среди них, вкупе с "мажорами", по логике вещей, не наберется и нескольких процентов, а а помощь и защита нужны всем.

Церковь действительно не имеет какой-то специальной доктрины в отношении автомобилей. Последние — всего лишь средство передвижения. Так что батюшки для помощи в обеспечении безопасной езды вполне обосновано используют чин освящения колесниц. Какая разница, что раньше это была тройка, а ныне под капотом несколько сотен лошадиных сил? Суть от этого не меняется.

В указанном чине, кроме общих для других служб элементов, всего две молитвы. В первой из них, 90-м псалме, водителю внушается уверенность в защите Божьей. В переводе на современный русский язык этот псалом звучит так:

— Живущий помощью Всевышнего под кровом Бога небесного водворится. Скажет Господу: "Заступник мой Ты и прибежище мое, Бог мой и уповаю на Него". Ибо Он избавит тебя от сети ловцов и от вести тревожной. За плечами Своими сокроет тебя, и под крыльями Его будешь надеяться, — как оружие окружит тебя истина Его.

Не убоишься от страха ночного, от стрелы, летящей днем; от опасности, во тьме блуждающей, от несчастья и демона полуденного. Падет рядом с тобою тысяча, и десять тысяч справа от тебя, но к тебе не приблизятся. Только очами твоими посмотришь и воздаяние грешников увидишь. Ибо Ты, Господи, надежда моя! Всевышнего сделал ты прибежищем твоим. Не подступится к тебе зло, и бич не приблизится к шатру твоему, ибо Он Ангелам Своим заповедает о тебе сохранить тебя на всех путях твоих, — на руках понесут тебя, чтобы ты не споткнулся о камень ногою твоею.

На аспида и василиска наступишь и попирать будешь льва и дракона. "Ибо на Меня он уповал, и избавлю его, прикрою его, ибо он познал имя Мое. Призовет Меня, и услышу его, с ним Я в скорби, избавлю его и прославлю его, долгоденствием исполню его и явлю ему спасение Мое.

А вторая, строго специфическая для чина освящения колесниц, молитва — еще короче:

— Господи Боже наш, восседающий на Серафимах и носимый на Херувимах, мудростью украсивший человека, благим Твоим промыслом все ко благу направляющий, ниспошли благословение Твое на колесницу сию и Ангела Твоего к ней приставь, дабы ездящие в ней, им хранимые и наставляемые, в мире и благополучии путь свой совершив, Тебе славу и благодарение воссылали, восхваляя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.

После этого "железный конь" окропляется освященной водой и возвращается владельцу на доброе пользование.

Разумеется, залог безаварийной езды — не только в технике. Герой повести Булгакова "Собачье сердце" профессор Преображенский изрек: "Разруха не в сортирах, разруха — в головах!". Так вот и с авто: аварии — не в автомобилях, аварии — в головах.

Члены Межрелигиозного совета России даже приняли 19 ноября специальное заявление по проблеме безопасности дорожного движения. Среди прочего в нем констатировался горький факт, будто взятый из учебника "нравственного богословия": "Некоторые люди нарушают правила и нравственные нормы на дорогах из ложного стремления возвышаться над другими людьми, проявить свой якобы особый статус в социальной иерархии и потешить свою гордыню".

И правда — что может быть более заманчивого, чем разогнаться на среднего качества дороге до 200 километров в час, выжав максимум из "железного друга"? И более самоубийственного… Ведь авто с большой вероятностью может стать "железным гробом" для своего владельца. И тот, совсем по Пушкину, "примет смерть от коня своего".

Читайте также: Церковь и алкоголь: pro et contra

Кстати, тот же Александр Сергеевич однажды написал: "Все, что нам гибелью грозит — для сердца смертного таит неизъяснимы наслажденья". Уж не обладал ли великий поэт пророческим даром, предвидя популярную "игру в смерть" на дорогах среди своих потомков, лихачащих на полную катушку?

Но даже вменяемым водителям необходимо проявлять воистину святоотеческие добродетели. Например — эффективно бороться с "рассеянностью ума". Если думать о посторонних вещах на Богослужении, то получаешь лишь духовный вред, для борьбы с которым есть покаяние. А вот если "рассеяться умом" на дороге, даже при скорости 70 км/час, когда каждую секунду машина преодолевает по 20 метров пути, и не заметить поворот или иное препятствие — шанса на покаяние может уже и не быть.

О пьянстве за рулем и говорить нечего. Интересно, что даже в советское атеистическое время о нем был снят прикольный мультик — о водителе, которого попутал самый настоящий бес, соблазнив напиться перед поездкой. После ДТП со смертельным исходом незадачливый автомобилист попадает в ад, где трибунал из высокопоставленных чертей выносит ему приговор: "Ты обязан все время учить правила дорожного движения!". А на исполненный страха вопрос грешника: "И сколько же мне терпеть такую муку?", главный черт торжественно отвечает: "Целую вечность!". Пожалуй, это один из немногих примеров, когда госатеистическая политика совпала со вполне христианским взглядом на проблему.

Однако и кроме пьянства, водителей на дороге подстерегают и другие опасности. Например, "отключка" — то ли неудержимый сон за рулем, то ли внезапная потеря сознания. Или встреча с лихачем или просто неумелым водителем. И многое другое, способное привести к фатальному исходу.

Так что лучше не ерничать по поводу "продажи благодати путем освящения навороченных колесниц" — а тихо помолиться Богу, Богородице и Ангелу-Хранителю. Заодно помня, меткое выражение сотрудников ГИБДД: "Твой ангел не летает со скоростью выше 110 км/час".

В заключение приведем тексты самих молитв. Лучше записать (или напечатать) их на бумажке и читать перед поездкой. А еще они напечатаны на обратной стороне многих икон для водителей. Однако лучше выучить наизусть хотя бы самую короткую из них. И так, на всякий случай — напоминаем, что для успешного обращения к Богу желательно в Него еще и верить, надеяться и любить.

Читайте также: Гигиена против церкви: таинства и безопасность

— Боже, Всеблагий и Всемилостивый, всех охраняй Своею милостию и человеколюбием, смиренно молю Тя, предстательством Богородицы и всех святых, сохрани от внезапной смерти и всякой напасти мене, грешнаго, и вверенных Мне человек и помози невредимых доставлять каждого по его потребе. Боже Милостивый! Избави мене от злого духа лихачества, нечистой силы пианства, вызывающих несчастия и внезапную смерть без покаяния. Сподоби мене, Господи, с чистой совестию дожить до глубокой старости без бремени убитых и искалеченных по моему нерадению людей, и да прославится имя Твое святое, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва ко Пресвятой Богородице пред иконою, именуемой "Одигитрия":

— О Пресвятая Владычице моя, Дево Богородице, Одигитрие, Покровительнице и упование спасения моего! Се в путь, мне предлежащий, ныне хочу отлучитися и на время сие вручаю Тебе, Премилосердной Матери моей, душу и тело моё, вся умныя моя и вещественныя силы, всего себе вверяю в крепкое Твоё смотрение и всесильную Твою помощь. О Благая Спутнице и Защитнице моя! Усердно молю Тя, да не ползок путь мой сей будет, руководствуй мя на нём, и направи его. Всесвятая Одигитрие, якоже Сама веси, ко славе Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа. Буди ми во всём Помощнице, наипаче же в сем дальнем и многотрудном путешествии. Соблюди мя под державным покровом Твоим от всяких находящих бед и скорбей, от враг видимых и невидимых, и умоли о мне, Госпоже моя, Сына Твоего Христа Бога нашего, да пошлёт в помощь мне Ангела Своего мирна, верна Наставника и хранителя, да якоже древле даровал еси рабу Своему Товии Рафаила, на всяком месте и во всякое время храняща его в пути от всякаго зла: тако и мой путь благополучно управив и сохранив мя Небесною силою, здрава да возвратит мя, мирна и всецела к жилищу моему во славу имени Своего Святаго, славяща и благословяща Его во вся дни живота моего и Тебя величающа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

И, наконец, обращение водителя к Ангелу-Хранителю.

— Ангеле Божий, хранителю мой святый, на соблюдение мне от Господа с небесе данный, прилежно молю тя; ты мя днесь просвети и от всякого зла сохрани, ко благому деянию настави и на путь спасения направи. Аминь.

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Автор Юрий Носовский
Юрий Носовский — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *
Обсудить