6 ноября на 99-м году жизни скончался болгарский патриарх Максим. Последние четыре года из-за болезни он не мог управлять БПЦ, но церковный Собор оставил его в должности. Насколько характерны такие примеры в жизни православных церквей? Что стоит за ними — несостоятельность церковных канонов или человеческие причины, включая "большую политику"?
Судьба усопшего Патриарха Болгарской православной церкви во многом уникальна. Рукоположенный в митрополита еще в 1960 году, а в 1972 году ставший Патриархом, Владыка Максим стоял у руля церковного корабля целых 40 лет! При том, что корабль этот нередко сильно штормило — особенно, в начале 90-х годов, когда прозападно-либеральная часть болгарских верующих решили "порвать с проклятым прошлым" и ушли в раскол, поддержанные властью. И даже избрали "альтернативного патриарха" — которого, впрочем, не признали ни одной Поместной православной церкви. Тогда каноническая болгарская церковь лишилась почти всего имущества — кроме храмов.
Читайте также: Батюшки и армия: шинель и ряса совместимы?
Впрочем, длилось это недолго, всего несколько лет — после прихода к власти более взвешенного правительства с расколом было покончено в одночасье. "Мятежников" лишили ранее полученной государственной регистрации, и им только и оставалось, что покаявшись, вернуться в лоно канонического Православия.
Впрочем, пережитые испытания и преклонный возраст дали о себе знать — и после 2008 года патриарх Максим практически лишился по состоянию здоровья возможности управлять своей паствой, став постоянным пациентом одной из клиник Софии. Однако Церковно-народный собор не стал лишать его полномочий, сославшись на то, что такое "не предусмотрено православными канонами". А теперь кончина Владыки почти в столетнем возрасте привлекла новое внимание к проблеме престарелых предстоятелей Церкви.
Проблема, скажем так, не нова. Если вспомнить историю Русской Церкви в новейший период, то ее до 1989 года возглавлял старый и больной патриарх Пимен (Извеков). Ходили слухи, что большинством дел церковного организма решалось в то время двумя его "келейницами" (проще говоря, сиделками), через которых он преимущественно и общался с окружающим миром.
Нечто похожее наблюдалось и на Украине в прошлом году, когда находящийся в реанимации тяжелобольной митрополит Владимир (Сабодан) по понятным причинам не мог заниматься оперативным руководством УПЦ. Реально же большинство распоряжений издавалось от его имени личным секретарем и "фаворитом" Владыки, архиепископом Александром Драбинко, которого престарелый предстоятель явно намечал в качестве своего преемника. Правда, "драбинковщина" в виде плохо скрываемых автокефалистких тенденций и личных злоупотреблений юного (всего 34-летнего) архиерея получила отпор среди наиболее авторитетных украинских митрополитов. А вопрос о возможной замене митр. Владимира на более здорового иерарха вполне серьезно обсуждался в кулуарах украинского Синода.
На таком фоне не очень удивляет и более чем преклонный возраст усопшего предстоятеля Болгарской Церкви.
Ссылка на "православные каноны" — это, конечно, хорошо. Но практически, скорее всего, причина в оставлении тяжелобольного старца на важной кафедре была в другом — в боязни возобновления раскола в случае начала новой борьбы за сан Патриарха. Радости затаившихся раскольников: "Ага, нашего недруга сняли — пусть почувствует "суд Божий"! Неизбежная перетасовка колоды из текущего руководства БПЦ, которое даже при "символическом" лидере успешно правила от его имени. И вообще, вспомним страшное проклятие китайцев: "Чтобы ты жил в эпоху перемен!" — стабильность обычно воспринимается куда лучше.
В тоже время, обоснование геронтократии (живо напоминающей брежневские времена в СССР) лишь апелляцией к "канонам" не слишком оправдана. Да, избрание что епископа, что патриарха имеет смысл его "обручения" с той или иной церковью — стало быть, как и обычный брак. подразумевает пожизненность такого состояния. Это избавляет церковный организм от лишних интриг по перевыборам архиереев — по образцу таких же кампаний в светском обществе. Аналогом церковных порядков может служить монархия, при которой цари тоже несут свое служение пожизненно.
Однако, если отречение венценосца от престола в православной среде часто воспринимается едва ли не как дезертирство — но в отношении церковных иерархов ситуация оценивается совсем по-другому. Любой из них может уйти на покой, тем более, что по сути является монахом, только вызванным Церковью для более сложного служения во славу Божью.
Тем не менее, примеров таких архиереев немало. Например, очень чтимые в РПЦ святые епископы Тихон Задонский и Феофан Затворник, жившие в XVIII и XIX веке соответственно, удалились со своих кафедр в монастыри и прославились святостью жизни именно там, хоть и канонизированы они в звании святителей — святых архиереев. Вообще, епископ на покое — такой же нормальный термин для любой Церкви, как и пенсионер для окружающего мира.
Правда, в таком положении есть некоторая двойственность — прошение уйти на покой должно исходить от самого Владыки. В противном случае, чтобы отрешить его от должности, и впрямь надо созывать Собор и искать какие-то другие поводы для такого решения. Так, например, произошло в XVII веке с Патриархом РПЦ Никоном, который в монастырь-то удалился (в знак протеста против царской немилости) однако прошение об уходе на покой не написал. И пришлось для его отрешения от сана вызывать в Москву целых двух патриархов — чтобы придать Собору 1666-1667 годов большую легитимность.
Сама история Византии, в которой, собственно, нынешние православные каноны и писались, пестрит примерами досрочного прекращения полномочий и отдельных епископов, и патриархов. Причиной тому могла быть и ересь со стороны последних — но гораздо чаще архиерей и текущий император не сходились характерами. После чего первому обычно приходилось удаляться в монастырь.
Собственно, и в случае тяжелой болезни архиерея тоже можно соборно уволить без особого труда. Да, формально не по состоянию здоровья — но по другим, не менее значимым причинам. Например, не можешь регулярно служить Литургию — значит, нарушил другие основополагающие Каноны, а стало быть, виновен в небрежении к своему сану. Другое дело, что под угрозой принудительной отставки большинство Владык предпочитают уйти мирно, написав "заявление по собственному".
Читайте также: Священство: из "добрых пастырей" в наемники?
Так что ситуация с почти столетним болгарским Патриархом, формально руководившим Болгарской Церковью из больничной палаты целых четыре года — вовсе не признак принципиальной несостоятельности канонического права. Просто в дело вмешались другие, описанные выше, более "человеческие" факторы. Хотя, конечно, нельзя сбрасывать со счетом и преобладающие церковные традиции, однозначно возносящие мудрость старости над не всегда взвешенной энергией юности. Собственно, само слово "патриарх" подразумевает весьма почтенный возраст и наличие множества потомков. В применении к Церкви — духовных детей. Ну, так и популярное в современном политикуме римское слово "сенатор" тоже в буквальном переводе означает "старец".
Ну, а пока лучше всего помолиться за упокой души новопреставленного раба Божия, патриарха Максима…
Читайте самое интересное в рубрике "Религия"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.