Что стоит за сенсационным предположением патриарха непризнанного Киевского Патриархата Филарета о переносе российской столицы в Киев — и его сожалением о превращении Москвы в "мусульманский город"? Глава раскольников решил покаяться? Или, наоборот, сыграть на внутрироссийских политических противоречиях в интересах украинского национализма?
В конце октября по интернету пронеслось сенсационное сообщение — непризнанный патриарх так называемого Киевского патриархата (раскольнической группировки на Украине) Филарет призвал перенести столицу России в Киев. Дескать, в Москве русских и православных осталось совсем мало — и их численность все время уменьшается относительно растущего числа мусульман. После чего стали появляться версии едва ли не о "повороте на 180 градусов" прежде радикально-националистической политики УПЦ КП в пользу дружбы с Россией и РПЦ. О чем, якобы, и свидетельствует заявление лидера непризнанной церкви.
Читайте также: Куда идет Украинская Церковь?
На самом деле, высказывание ушедшего в раскол иерарха звучало несколько по-другому. Приведя цифры о том, что в столице Российской Федерации на сегодня уже 31 процент населения мусульман, а православных — 49 процентов, из них русских — 31 или 34 процента, Филарет сделал вывод, что Москва перестает быть русским городом.
"На Байрам собирается гораздо больше мусульман, чем православных на Пасху — это в той Москве, которая провозгласила, что она является "третьим Римом". А через 30 лет, по прогнозам ученых, Россия даже не будет христианской страной. И вот в этих условиях Украина для них как для государства является спасением. Уже высказываются такие мысли, что россияне готовы перенести свою столицу из Москвы в Киев, но чтобы они здесь руководили", — сказал "патриарх", не признанный ни одной Поместной церковью в мире.
А далее прозвучали обычные для главы "церковной крыши" украинского агрессивного национализма обвинения в том, что "Москва хочет уничтожить наш язык" — и призыв голосовать на парламентских выборах лишь за тех кандидатов, которые этот язык защищают. Более чем прозрачный намек отказать в доверии коммунистам и, отчасти, членам Партии Регионов, которые хотя бы изредка выступают за языковое равноправие на Украине.
Так что, по сути, никакой сенсации в словах Филарета не было изначально. Просто, накручивая своих сторонников мнимой опасностью для украинской "мовы" со стороны России, лжепатриарх одновременно пытался подвести под эту "опасность" хоть какую-то логическую базу. Дескать, российские политики острят лыжи, готовясь бежать из Москвы, становящейся все более мусульманской — вот и готовят себе "запасной аэродром" в братско-славянском Киеве. Ну, а чтобы жилось им там комфортно — то и хотят провести на "новой квартире" тотальную зачистку якобы мешающего им жить украинского языка. Как будто на языке русском и так ныне не разговаривает большинство киевлян!
Не исключено также, что лидер украинских раскольников своим выступлением хотел подыграть российской националистической оппозиции, чьи доктринальные лозунги о "понаехавших" до боли похожи на упомянутое заявление Филарета. И вообще, гипотетический приход к власти в России националистов был бы встречен националистами украинскими, скорее всего, шампанским. И, правда, если националистам на московских митингах давно уже "надоело кормить Кавказ", то что можно говорить о необходимости "кормить Украину" в случае теоретического воссоединения в одно государство? С учетом ее 45-миллионного населения и отставания по ВВП и уровню жизни в два с лишним раза от российского. Тогда уж точно никто бы в Москве не третировал сторонников Бандеры и Шухевича требованием поумерить свои русофобские аппетиты — и приступать к интеграции с Россией в единое политическое и экономическое пространство.
Ну и, наконец, нельзя забывать и о том, что, несмотря на свои самые радикальные укронационалистические высказывания, Филарет, скорее всего, до сих пор с ностальгией вспоминает масштабы церковной деятельности в прежнем статусе. Ведь, грубо говоря, если бы не интриги Раисы Горбачевой, назначенный после смерти патриарха Пимена "местоблюстителем" митрополит Киевский Филарет почти со стопроцентной вероятностью стал бы Патриархом Всея Руси. Но — не сложилось. И тогда ушедший в раскол митрополит провозгласил себя не кем-нибудь, а "Патриархом Всея Руси-Украины". Как говорится, почти то же самое, за исключением последней приставки.
И потом, украинские националисты не такие уж изоляционисты, как обычно о них принято думать. Даже последние строчки официального гимна Украины призывают "стать в бой кровавый от Сяна до Дона" — то есть, в том числе и на исконно польской и на российской территории. А "песни сечевых стрельцов" бандеровского подполья по своим географическим аппетитам еще более смелые. Гораздо более, чем может позволить себе страна с армией, единственная подлодка которой едва не тонет в считаных по пальцам выходах в море — а из всей боевой авиации в воздух могут подняться чуть больше трех десятков самолетов. Чего ж тут не вдохновляться мечтой быть гегемоном на всем славянском пространстве, включая Белоруссию и Россию? Делая, правда, при этом оговорки по Фрейду — пусть и выдержанные в духе украинского империализма?
Впрочем, конечно, полностью исключать и определенные, пока еще скрытые шаги украинских раскольников в сторону сближения с каноническим Православием нельзя. Во всяком случае, некоторые моменты можно трактовать именно таким образом. Например, на днях официальный спикер УПЦ-КП, архиепископ Евстратий (Зоря) в своем блоге мягко рекомендовал прошедшим в Верховную Раду неофашистам из "Свободы" Олега Тягнибока "умерить свой радикализм". Который выражается в зоологической русофобии — достаточно вспомнить высказывания скандально известной Ирины Фарион в детсадиках Львова.
Читайте также: "Патриоты" Украины критикуют Минобр
А своего рода ответным "реверансом" можно считать посещение главой Центризбиркома России Владимиром Чуровым монастыря УПЦ КП на Казацких Могилах, что на Ровенщине. Конечно, это место действительно является общей святыней и русского, и украинского народов — невдалеке отсюда во времена Богдана Хмельницкого под Берестечком произошла кровавая битва с поляками за освобождение Украины от гнета Речи Посполитой. И если обмен подарками с игуменом монахов-раскольников еще как-то укладывается в протокольные рамки обычной вежливости, то вот участие в совместной молитве с находящимися вне церковного общения, вообще-то, чревато анафемой. Интересно, что надежду на диалог с националистами из "Свободы" выразил 1 ноября и официальный спикер РПЦ протоиерей Всеволод Чаплин.
Впрочем, определенно говорить о сближении Киевского патриархата с РПЦ — причем не в модификации, любимой "автокефалистким" крылом в УПЦ МП — пока нет серьезных оснований.
А что касается роста исламского населения столицы России, о чем после Филарета стал говорить и архидиакон Андрей Кураев — так тут ведь виноваты не мусульмане. И даже не власти Российской Федерации. А сами же православные, которые за исключением самых "воцерковленных", ограничиваются одним-двумя детьми. Ни мало не учась на чужом горьком опыте православных Косова, за сотню лет ставших национальным меньшинством в исконно сербском краю. Так что начинать надо именно с этого — а не с разговоров о том, кто кого кормит. Но, право, это тема для отдельного разговора. А Москва, Киев и Минск так и останутся столицами стран братских православных народов — и переносить их туда-сюда нет никакой необходимости, чтобы там ни говорили отдельные иерархи-раскольники.
Читайте самое интересное в рубрике "Религия"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.