Митрополит Илларион во время своего визита в Ватикан на прошлой неделе почти что уговорил Католический престол совершить визит в Сирию, чтобы защитить ее христианское население. 17 октября госсекретарь Святого Престола кардинал Тарчизио Бертоне сообщил, что Папа решил направить в Сирию делегацию. Но потом решил перенести его: надо же, там стреляют!
Пожалуй, наиболее значимым событием в международной деятельности Русской православной церкви на прошлой неделе стал визит главы ее Отдела внешних церковных сношений митр. Волоколамского Илариона в Ватикан. Вообще отношения Православия и Католицизма в ХХ веке изменили прежде практически однозначно негативный оттенок, существовавший почти тысячу лет — со времени Великого Раскола в 1054 году. Состоявшийся в 60-х годах прошлого века Второй Ватиканский Собор, покончивший с психологией "осажденной крепости" внутри РКЦ, не только либерализовал внутрицерковную жизнь католиков, но и во многом изменил их отношение к инославным. В первую очередь — к Поместным православным церквам.
Впрочем, об идиллии в отношениях речь пока не идет. Мало ведь снять друг с друга анафемы аж еще XI века — что было сделано в веке XX-м Папой и Константинопольским патриархом. Необходима "унификация" канонов, отказ римских понтификов от Догмата о собственной непогрешимости в вопросах веры, от претензий на лидерство над всем христианским миром — и решение множества других моментов. Тем не менее, контакты между католиками и православными становятся более частыми и плодотворными, чем раньше.
Так, недавно состоялся визит в Польшу патриарха Кирилла, где были приняты совместные с руководством Польской католической церкви заявления о прощении старых обид и желании полноценного сотрудничества. По большому счету, первоиерарх РПЦ мог бы встретиться и с Папой — но, как еще раз объяснил позицию Москвы митрополит Иларион, до решения проблемы с захваченными униатами православными храмами на Западной Украине такой визит невозможен.
Читайте также: Уния - религия в "чужом мундире"
Впрочем, и приезд в Рим "министра иностранных дел" Русской церкви тоже не был чисто протокольным. Он ознаменовался наметившимся прорывом в православно-католических отношениях. Так, Владыка Иларион принял участие в качестве наблюдателя в заседании Синода католических епископов — авторитетной организации, чем-то напоминающей Архиерейский собор в РПЦ, занимающейся решением общецерковных проблем между Соборами Римско-католической церкви. Правда, формально Синод считается органом консультативным. Но ввиду "абсолютной монархии" Пап, без одобрения которых ни одно решение в РКЦ не может быть проведено, то же самое можно сказать и о любой другой католической структуре.
Как бы там ни было — но форум, состоящий из 262 епископов и 140 экспертов, был весьма представителен в роли выразителя мнения всего католического мира. На нем митр. Иларион и выступил со многими важными заявлениями и предложениями.
"Хотел бы воспользоваться этой возможностью, чтобы призвать моих братьев из Католической церкви к созданию общего фронта для защиты христианской веры во всех странах, где ее угнетают и преследуют", — сказал представитель РПЦ, выступая на заседании Синода в присутствии папы Бенедикта XVI.
Вначале Владыка Иларион обратил внимание собравшихся на печальное положение с христианскими ценностями на вроде бы христианском Западе. "Мы свидетели того, как в Европе и Америке поборники воинствующего секуляризма и атеизма пытаются изгнать христианскую веру из жизни общества, запретить христианские символы, разрушить традиционное христианское понимание семьи и брака как союза мужчины и женщины и поставить под сомнение саму ценность жизни человеческой — от ее возникновения до естественного завершения", — заявил митрополит.
Далее иерарх рассказал аудитории о еще больших бедах, навалившихся на братьев-христиан в некоторых странах: "В Ираке, где еще несколько лет назад жило до 1,5 миллиона христиан, осталось лишь 150 тысяч, в то время как все остальные были либо истреблены, либо изгнаны. Тяжелейшие гонения на христиан развязаны в Египте, Ливии, Афганистане, Пакистане, Нигерии, Индии, Индонезии и других странах — как на Ближнем Востоке, так и в других регионах".
Читайте также: От "родинки" Мубарака - к раку исламизма?
Особый акцент был сделан на последние события в Сирии, "где воинствующие исламисты при поддержке некоторых западных стран стремятся захватить политическую власть".
"Там, где им это уже удалось, христиане преследуются и уничтожаются. Христианские общины Сирии и других стран Ближнего Востока вопиют о помощи, в то время как западные средства массовой информации не обращают никакого внимания на их крики о помощи. Политики же закрывают глаза на эту невиданную волну гонений", — заявил Владыка Иларион.
Если перевести основные тезисы этого выступления на общеполитический язык, Русская православная церковь призвала РКЦ выступить единым фронтом на защиту как христианских ценностей, так и угнетаемых христиан. Поначалу казалось, что эта попытка увенчалась успехом. Так, Папа Бенедикт XVI полностью солидаризировался с РПЦ в вопросе осуждения богоборческих акций образца Pussy Riot и им подобных — и выразил недоумение по поводу реакции на эти события ряда СМИ.
Кроме того, 17 октября госсекретарь Святого Престола кардинал Тарчизио Бертоне сообщил, что Папа решил направить в Сирию делегацию для выражения солидарности с ее населением, поскольку Ватикан "не может быть простым наблюдателем происходящей в Сирии трагедии".
Увы, спустя шесть дней все тот же кардинал фактически дезавуировал собственное заявление. "Визит ватиканской делегации в Сирию откладывается на неопределенный срок", — сказал он. Официальная причина — "опасная ситуация" в стране.
Ну да, конечно, в этом ближневосточном государстве постреливают. Только гражданская война началась там не на прошлой неделе, а длится уже многие месяцы. Да и, вообще, для людей Церкви, знающих о том, что "блаженны миротворцы", риск погибнуть при исполнении столь благородной миссии — лишняя возможность делом исповедать веру во Христа. Что и есть мученичество в собственном смысле слова. И в РКЦ есть немало готовых на самопожертвование католиков, что подтверждает множество примеров их героического поведения по время эпидемий, войн, стихийных бедствий.
Но, похоже, причина срыва визита ватиканской делегации кроется отнюдь не в опасении за жизнь ее членов. Скорее всего, забоялись совсем другие люди — из правящих политических кругов Европы и США. Ну не терпится им "дожать" Сирию, сместив ее неугодное руководство любой ценой. В том числе — ценой благополучия и жизни живущих там христиан, подвергающихся гонениям от рук "борцов за свободу" образца "Аль-Каиды" и "Братьев-мусульман". Если уж в Ираке, оккупированном американскими войсками число верующих во Христа уменьшилось в 10 раз — что говорить о стране, где Запад проводит свою политику чужими руками?
Читайте также: На родине Христа плюют на христиан
И тут вдруг в такой ситуации в Сирию приезжает делегация Церкви, в которой состоит более миллиарда людей. А если она еще, ко всему прочему, и вправду окажется жертвой нападения "безбашенных" фаворитов Вашингтона и Брюсселя? Ну как им тогда продолжать через подконтрольные СМИ прежнюю пропаганду о "плохом правительстве" и "хороших повстанцах"? Вот и пришлось Святому Престолу идти на попятную — в ранее принятом столь благородном решении. Что поделать — Ватикан тоже находится на территории Запада, как и значительная часть его паствы. Как гласит народная поговорка: "С волками жить — по волчьи выть".
Как бы там ни было, но даже серьезная "осечка" со стороны руководства РКЦ в первоначально задекларированном курсе на защиту сирийских христиан ничуть не отменяет значение визита митр. Илариона в Рим. Политика, даже церковная — это всего лишь "искусство возможного". Главное — начать и прилагать все усилия, благодаря которым в конце концов приложатся и весомые результаты, значимые для всего христианского мира, без учета его конфессиональных разделений.
Читайте самое интересное в рубрике "Религия"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.