24 октября 1817 года в Москве на Воробьевых горах был заложен храм Христа Спасителя по проекту Александра Лаврентьевича Витберга. Проект так и не был осуществлен: 22 года спустя собор начали строить на новом месте — возле Боровицкого холма, несмотря на то, что эта местность звалась Чертольем и пользовалась дурной славой.
25 декабря 1812 года император Александр I подписал Высочайший Манифест о построении в Москве церкви в память о наполеоновском нашествии. В 1814 году в проект были внесены уточнения: это должен быть кафедральный собор во имя Христа Спасителя. В том же году провели конкурс на лучший проект храма: ко всеобщему удивлению, победил проект 28-летнего Карла Магнуса Витберга, лютеранина и масона. Правда, он и в самом деле поражал красотой и помпезностью: включал Пантеон погибших, колоннаду из трофейных пушек, а также памятники русским монархам и видным полководцам. Чтобы проект утвердили, Витберг даже крестился в православие и стал Александром Лаврентьевичем.
Разместить собор было решено на Воробьевых горах. На строительство выделили 16 миллионов рублей из казны, также был объявлен сбор народных пожертвований.
12 октября (по новому стилю — 24-го) 1817 года, в пятилетнюю годовщину ухода французов из Москвы, в присутствии самого императора, состоялась торжественная закладка храма. Началось строительство. Но за семь лет работы почти не продвинулись…
Когда на престол в 1825 году взошел Николай I, строительство было и вовсе приостановлено. По официальной версии, почва оказалась недостаточно надежной. Меж тем Витберга и других руководителей стройки отдали под суд за растрату казенных средств.
В 1831 году император самолично утвердил новым руководителем проекта архитектора Константина Тона — ему импонировал монументальный русско-византийский стиль. Местом для строительства Николай I определил Чертолье — район нынешней Волхонки, пользовавшийся дурной славой. По преданиям, язычники приносили здесь жертвы богу Перуну. А москвичи говорили: "На Чертолье — чертям раздолье!".
Царь распорядился снести тамошние постройки, в том числе и Алексеевский женский монастырь — памятник XVII века, который в 1836 году перевели в Красное Село. Вот что пишет И. М. Любимов в книге "Малознакомая Москва":
"Инокини Алексеевского монастыря закончили последнее богослужение. Монастырская утварь погружена на подводы, а настоятельница монастыря, игуменья, все не появлялась. И вдруг, неожиданно выйдя из кельи, приказала приковать себя цепями к дубу. Заранее подготовленные, верные ей инокини желание игуменьи немедленно исполнили. Отказ игуменьи покинуть монастырь власти расценили как бунт, как неповиновение указу Николая I. Поэтому настоятельницу освободили от пут и насильно выдворили за ворота. Обернувшись, она произнесла: "Стоять здесь ничего не будет!"".
В августе 1837 года, в 25-летнюю годовщину Бородинского сражения произошла торжественная закладка храма. Для этого перевезли камень с прежней закладки на Воробьевых горах. Фактически же строительство началось только 10 сентября 1839 года и продолжалось почти 44 года. Освящение состоялось 26 мая (7 июня) 1883 года. В новом центральном московском соборе торжественно отмечались коронации, всенародные праздники и юбилеи.
С января 1918 года финансирование церквей государством было прекращено, и храм Христа Спасителя стал существовать на средства частных жертвователей. А 13 июля 1931 года на заседании ВЦИК СССР было принято решение снести собор и построить на его месте Дворец Советов.
Несколько месяцев велись работы по сносу здания. Но разобрать собор до основания так и не удалось. 5 декабря 1931 года его взорвали. После первого взрыва храм устоял, и только второй обратил его в руины… Чтобы разобрать завалы, понадобилось целых полтора года.
Однако помпезный Дворец Советов, строительство которого было начато в 1937 году, так и не достроили — помешала Великая Отечественная война.
С 1960 по 1994 год на месте разрушенного храма размещался бассейн "Москва", а затем началось строительство нового собора по проекту архитекторов М. М. Посохина и А. М. Денисова, а также Зураба Церетели. К 1999 году строительство было завершено. Внешне храм условно копирует своего исторического предшественника, однако сооружение стало двухъярусным: в нижнем ярусе размещается храм Спас-Преображения, выстроенный в память об Алексеевском монастыре.
Хотя храм Христа Спасителя является центральным собором не только Москвы, но и России, отношение у россиян к нему неоднозначное: нередко его называют "новоделом". Вспоминают и о том, что собор расположен в "нехорошем" месте, и о проклятии игуменьи Алексеевского монастыря. Да еще и Pussy Riot выбрали его для своей скандальной акции. Как видите, судьба знаменитого собора с самого начала и по сей день складывается непросто.
По теме:
Топ-6 исцеляющих святынь Москвы
Непростая судьба Храма Христа Спасителя
Трагизм и великая слава Храма Христа Спасителя
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.