Святитель Михаил Киевский был одним из первых митрополитов Киева. Его усилиями, по преданию, возведены Михайловский Златоверхий и Выдубицкий монастыри. Во время правления этого Владыки, чья память празднуется 13 октября, произошло легендарное свержение идолов и крещение Руси. А самое интересное это то, что святитель был сирийцем по национальности.
Появление в Киеве митрополита Михаила неразрывно связано с именем Вселенского Патриарха Николая Хрисоверга, который благословил его окормлять Русь и послал в Корсунь к великому князю Владимиру. Но и до этого Михаил был широко известен как талантливый проповедник, смиренный и любящий пастырь, заботящийся о своих чадах. Вступив на киевскую кафедру, святитель посвятил свою иноческую жизнь насаждению слова Божия среди местного населения. Он был не из тех, кто жалел себя, — ноги Владыки исходили обширные пространства чужих для него северных земель, чтобы нести проповедь Христа, свергая идолов.
Этот труд был довольно скорбным, ведь воевать со старыми устоями всегда тяжело, особенно если речь идет о языческих заблуждениях. Но Господь Своим Промыслом не напрасно избрал для этой миссии именно митрополита Михаила — разумного ревнителя Евангелия и Своей Церкви. "Избранный от Христа Бога сосуд, послан был еси в землю Русскую, и язык наш святым крещением просветил еси, святителю отче Михаиле", — поется в акафисте одному из величайших Владык Руси. Теплохладный человек не смог бы достичь этого верой и смиренным несением непростого миссионерского креста. Равноапостольного князя Владимира мог укрепить наставничеством лишь настолько же пламенный и преданный Богу духовник…
В жизни любой страны и любой культуры наступает время, когда приходит ее черед принять или отвергнуть Истину. Не случайно в Ветхом Завете Господь обращается к целому народу, как к одному человеку. Не зря Он, наряду со словами о богоизбранности евреев, напоминает им и об огромной ценности для Него жизни каждого человека из любого рода и колена: "Не таковы ли, как сыны Ефиоплян, и вы для Меня, сыны Израилевы? говорит Господь. Не Я ли вывел Израиля из земли Египетской и Филистимлян — из Кафтора, и Арамлян — из Кира?" (Ам. 9:7). Не всегда пророк или святой, через которого Господь выводит, то есть спасает народ, происходит из того же этноса (чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить историю пророка Ионы и его решающей судьбы проповеди ниневитянам). Так же вывел Бог из "поганских дебрей" и русичей, а тем новым Ионой, через которого осуществился Замысел Творца, суждено было стать Владыке Киевскому Михаилу…
Впрочем, некоторые историки говорят, что первым митрополитом Киевской Руси был грек Леов (Леонтий), а составитель Новгородской летописи ведет роспись митрополитов, начиная с Феотемпта (1037 г.). Не будем особенно спорить с этим — ведь, если хронология и вызывает некоторые вопросы, то заслуги святителя Михаила на стезе церковного подвижничества дают полное право называть его первым среди первых. Кроме непростых и плодотворных просветительских трудов, он прославился строительством церквей и святых монастырей. Агиография свидетельствует, что он "везде, где только мог строить церкви, ставил священников и диаконов". Поэтому в день памяти святого эти его подвиги почитаются особым хвалебным песнопением: Радуйся, учением Христовым люди просветивый; радуйся, идольския требы крестом разрушивый. Радуйся, ниву Христову добре возделавый; радуйся, благоплодная семена на ней всеявый…
Именно при правящем митрополите Михаиле русский народ избрал свой духовный путь, свергнув в реку идолов и придя ко Спасителю Христу. Но не так просто было расстаться со старыми предубеждениями, и, когда утопленная статуя Перуна была поглощена водами Днепра, некоторые кричали ему вслед: "Выдыбай!" (т.е. "выплывай"). На миг могло показаться, что идол услышал своих почитателей и остановился на месте, ныне в память об этом происшествии называемом Выдубичами. Но он не был силен повернуть колесо истории вспять. Немногим позже древний кумир все-таки сгинул в речной глубине, а уже в ХІ веке на этом месте возвелся величественный Выдубицкий монастырь. Он стал одновременно святыней новой Веры народа, вымоленной святителем Михаилом, и памятником старым истуканам, молчаливым свидетельством о том, что их время прошло и никогда больше не вернется.
Спустя несколько сотен лет жестокие гонения постигли и ту Церковь, которую возводили на Руси первосвятитель Киевский Михаил и святой равноапостольный князь Владимир. Крови тысячи новомучеников, пролитой большевиками, было несравнимо больше, чем единичных жертв, погибших при разрушении поганских капищ. Потомки крещенных митрополитом Михаилом Киевским русских людей так же пережили крах и разорение своих святынь, но, тем не менее, сохранили Христа в своих душах. И теперь миллионы наших соотечественников обратились от безбожия к Господу, чтобы снова чтить память Его угодников, в том числе, великого сирийца, ставшего великим русским митрополитом. В отличие от поганства, русское Православие сумело восстать, говоря языком современников святителя, "выдыбнуть" из бурлящего исторического омута. Конечно, заступничеством перед Престолом Христа святого Владыки Михаила…
Отойдя ко Всевышнему, согласно надписи на решетке при раке с мощами, в 992 году, святитель телом почивает в великой соборной Печерской церкви, а душой на небесах молится за Русь, для которой приложил столько трудов, и весь христианский народ. Достаточно лишь отозваться на эту молитву своей, чтобы получить от нее большое благо.
Читайте также:
Святитель Тихон — Патриарх революции
Церковь против опричнины: История митрополита…
Святитель Иоасаф Белгородский знал, когда умрет
Святитель Димитрий Ростовский прославился как автор…
Святитель Николай Чудотворец поможет всем
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.